|
а сатрапии, отдав часть земель
и индийским правителям. Вскоре стали вспыхивать восстания, направленные против
македонцев, начались столкновения за власть между сатрапами, особенно после
смерти Александра в 323 г. до н. э. В этот период Чандрагупта, находясь в
Пенджабе, очевидно, уже был готов начать борьбу с остатками македонских
гарнизонов. А когда в 317 г. последний сатрап Эвдем вынужден был уйти из Индии,
Чандрагупта стал фактическим правителем Пенджаба. В это же время был убит один
из главных его конкурентов — могущественный индийский царь Пор, который
управлял 'большой территорией, полученной им в свое время от Александра.
Основное внимание теперь было направлено на захват мага^хского престола, и
Чандрагупта, заручившись поддержкой некоторых республиканских объединений
Севсро-Заладпой Индии, двинул свои войска против Нандов.
Борьба с греко-македонскими войсками была, такимого Джелалабада), что
подтвердило факт вхождения Паропамиса в империю Маурьев (раньше об этом
известно было лишь из античных источников, рассказывающих о результатах
перемирия между Чандрагуптой и Селевком).
Исходя из свидетельств поздней кашмирской хроники «Рад-жатарангини» и
дневников китайских пилигримов, можно полагать, что в империю Ашоки входила и
часть Кашмира. Согласно традиции, при Ашоке был построен главный город Кашмира
— Шринагар. В состав его государства входили также и некоторые области Непала.
Данныс эпиграфики и письменных источников позволяют включать в империю
территорию современной Бенгалии.
Находки эдиктов Ашоки в Южной Индии помогли установить южную границу империи.
Условно она может быть проведена к югу от современного округа Читалдруг. На
юге империя граничила с государствами Чола, Кералапутра и Сатьяпут-ра, которые
упоминаются в эдиктах Ашоки как не входящие в его государство. Однако Маурьи
поддерживали с этими областями тесные контакты. Там строились буддийские ступы,
туда посылались проповедники. Дипломатические связи поддерживались со многими
странами, в том числе с эллинистическими государствами Запада, с Цейлоном,
некоторыми областями Центральной Азии и т. д.
Царская власть в эпоху Маурьев
В магадхско-маурийскую эпоху происходит дальнейшее усиление монархической
власти и постепенное падение роли институтов племенного управления.
Особенно усилилась власть царя в период Маурьев. Это нашло отражение и в
эдиктах Ашоки, и в «Артхашастре». Царь считался основой государства.
««Государство — ото царь» — такова вкратце суть всех элементов государства»,—
заявлял автор «Артхашастры».
Принцип наследования соблюдался очень строго. Еще при жизни царь назначал
одного из своих сыновей (обычно старшего) наследником престола, хотя захват
престола сопровождался, как правило, острой борьбой между царевичами.
При вступлении на престол царь совершал особую церемонию воцарения —
абхишеку, которая сопровождалась пышными празднествами.
К эпохе Маурьев уже оформилась концепция «чакраварти-тта» (дословно —
«вращающий колесо власти») — единоправителя, власть которого будто бы
распространялась на огромные территории от Западного до Восточного океана, от
Гималаев до южных морей. Особенно подробно эта концепция изложена в
«Артхашастре». В конечном итоге это отражало новый этап в развитии индийского
государства, связанный с образованием огромной империи.
Судя по надписям Ашоки, маурийский царь стоял во главе государственного
аппарата и обладал законодательной властью. Эдикты Ашоки изданы от имени и по
повелению царя. Царь сам назначал крупных государственных чиновников, являлся
главой фискальной администрации, верховным судьей. В «Артхашастре» подробно
описываются функции царя, его времяпровождение. Особое внимание уделялось
охране царя, так как при дворе часто устраивались заговоры. Мегасфен, находясь
при дворе Чандрагулты, обратил на это особое внимание и записал в своем труде:
«Царь не спит днем и даже ночью вынужден время от времени менять ложе из боязни
злого умысла. На охоту царь выступает в окружении женщин, а вне круга женщин
идут копьеносцы. С обеих сторон путь процессии огражден веревками. Тому, кто
зайдет за веревку, к женщинам, грозит смерть».
Большую роль при дворе играл царский жрец, который принадлежал к
влиятельному брахманскому роду. Царь сам выбирал себе надежных помощников, хотя
и за ними была установлена секретная слежка. Царь устраивал специальные
испытания своим приближенным. Нечестным угрожали рудники. Службе надзора
придавалось большое значение. Под надзором находились не только должностные
лица, но и жители городов и деревень. Особое внимание уделялось наблюдению за
царевичами, которые, как говорится в «Артхашастре», «подобно ракам, пожирают
своего родителя».
Ночью царь принимал тайных агентов, а днем, как рассказывает «Артхашастра»,
занимался различными государственными делами и предавался развлечениям. Царь
считался и командующим армией. Судя по сообщению Мегасфсна, численность
царского войска была огромной. В военном лагере Чанд-рагупты находилось 400 000
солдат.
Паришад и сабха
Большую роль в уги обращался непосредственно. Это
объяснялось тем, что Калинга, будучи недавно присоединенной, хотя и получила
статус главной провинции, но была включена в виджиту и находилась под
непосредственным контролем центральной власти.
Наряду с делением на главные провинции существовало деление да джапапады
(простые провинции), прадеши (области), ахале (округа) Низшей единицей
провинциального управления считалась грама (деревня). Во главе джанапа стояли
крупные государственные чиновники-раджуки. Дословно этот термин значит
«держащий веревку», что было, видимо, связано с первоначальными функциями этих
чиновников обмерять землю. Затем роль чиновников возросла, усложнились их
обязанности. Они получил
|
|