|
алиф ал-Мамун заключил мирные договоры с кабулшахом в
Афганистане и с
Кавусом, царем Усрушаны. Кавус принял ислам. Но когда халиф вернулся в Багдад,
Кавус
разорвал мирные отношения с Халифатом. Его сын Хейдар против воли отца перешел
на сторону
арабов и убедил халифа пойти войной на Усрушану. В 822 году отряд под
командованием Ахмада
ибн Абу Халида выступил в поход. Кавус обратился за помощью к тюркам, и те
выслали ему
большое подкрепление. Но арабы вошли в столицу Усрушаны раньше, поскольку шли
короткой
дорогой, указанной Хейдаром. Кавус и его второй сын, Фалл, попали в плен и были
отправлены в
Багдад. Там, после переговоров с ними, халиф назначил Кавуса наместником
Усрушаны, а Хейдар
остался при дворе. Хейдар верой и правдой служил халифам. В 832 году он победил
мятежника
Абдуса ал-Фихри в Египте, а в 838-м - Бабека в Азербайджане. За победу над
Бабеком ал-Мутасим
подарил Хейдару двадцать миллионов дирхемов: десять миллионов лично ему и
десять - его
войску. Хейдар получил во владение область Синд. Также Афшин участвовал в
победоносном
походе халифа против византийского императора. После смерти отца Хейдар стал
наместником
Усрушаны, но без права покидать Ирак, чтобы вернуться на родину, по которой он
тосковал, но
куда его не отпускали, Афшин стал плести интриги. Он добивался того, чтобы у
халифа возникло
ощущение беспорядков, творящихся в Усрушане, которые потребовали бы личного
присутствия
наместника. Интриги Афшина были раскрыты, но это его не остановило и он
организовал "заговор"
против халифа. Когда в 840 году и это стало известно, его арестовали вместе с
сыном и бросили в
темницу. Афшин умер в тюрьме в 841 году, а его сын вышел из нее лишь через
двадцать пять лет.
В день смерти Афшина стало известно, что он тайно исповедовал религию предков.
Этот
прославленный полководец Халифата был похоронен как отступник.
Преемник халифа ал-Мутасима I, ал-Васик I ("Уповающий на Аллаха"), был молод,
весел,
любил роскошь и охоту. Во время его правления опять восстали хуррамдинцы в
Исфахане. Они
грабили караваны и убивали всех подряд, укрываясь потом в горах. Мятежи
вспыхивали и в самом
Багдаде.
После смерти халифа ал-Васика I присяга была принесена его брату,
ал-Мутаваккилу I. Новый
халиф начал с проверки ведения дел в Халифате и посадил в тюрьму всех
казнокрадов и
придворных интриганов. Затем халиф отменил все прения о Коране. В 850 году он
восстановил
предписание о знаках отличия, которые должны были носить на одежде иноверцы. По
приказу
халифа в Багдаде были срыты две церкви. В 851 году догмат о сотворенности
Корана,
поддержанный халифом ал-Мамуном, был признан ересью, а верховный кади,
мутазилит Ахмед
ибн Абу Дуад, смещен со своего поста. Отменена была михна - испытание веры для
законоведов,
которое заключалось в том, что благочестие подтверждалось признанием
сотворенности Корана.
Запрещалось поклонение святым, чтобы "не придавать Аллаху подобных Ему", и все
паломничества, кроме хаджжа в Мекку. Затем халиф пригласил из Мерва Тахирида
Мухаммеда
ибн Абдаллаха управлять Багдадом и Ираком. Мухаммед передал управление
провинцией брату и
явился к месту назначения. В 860 году халиф переселился в новый дворец,
названный по его
имени Джафарийей. Но, изменив порядок наследования в пользу младшего сына,
халиф
спровоцировал дворцовый переворот и был убит в 861 году.
Халифом стал его старший сын ал-Мунтасир, который через
|
|