|
гнули через Средиземное море.
Военные
походы против Византии совершались по суше - через Армению и Грузию. Слабость
обороны,
характерная для Византии, позволила арабам меньше чем за пятнадцать лет трижды
осаждать
Константинополь. Но Муавийя к концу жизни все-таки отказался от мысли завоевать
столицу
Византии: силы были еще очень и очень неравными.
Муавийя, находившийся у власти почти сорок лет (включая двадцатилетнее
управление
Сирией), был хитрым, но недальновидным политиком. Возможно, постоянные
столкновения с
византийцами повлияли на его манеру ведения дел с помощью закулисных интриг.
Муавийя и
приближал к себе таких же энергичных и пробивных людей, как он сам, например
некоего Зийада,
происхождение которого никому не было известно. Подобный случай -
исключительная редкость
для арабов, которые считают позором не помнить своих предков или отказаться от
их имен.
Муавийя объявил Зийада своим названым братом, и таким образом этот авантюрист
получил имя
Зийад ибн Абу Суфьян, но остался в истории под именем Ибн Абихи ("Сын своего
отца"), или еще
уничижительней - Ибн Сумайя ("Сын Сумайи"), что означает одно - "безродный".
Назначенный управляющим делами у Абдаллаха ибн Амира, Зийад в отсутствие
господина,
воевавшего в Хорасане, приказал выкопать канал ал-Файд - от Басры до речки Шатт
ал-Араба и,
кроме того, завершить сооружение другого канала, начатое еще при халифе Умаре,
- от Убуллы до
Басры. Вернувшись из похода, Абдаллах ибн Амир был взбешен самоуправством слуги.
Согласно
мусульманскому праву, человек, выкопавший канал, становится его хозяином.
Во время противостояния Али и Муавийи Зийад поначалу сохранял нейтралитет,
потом
ненадолго примкнул к Али, а затем его окончательно сманил к себе Муавийя. В 665
году халиф
назначил Зийада наместником Басры, а вскоре и всего Ирака. Зийад отличился на
этом посту
непреклонностью при наведении порядка в подвластных ему территориях. Его
сыновья Салм и
Убайдаллах тоже отличились верной службой Омейядам.
Зийаду принадлежит идея создания в Халифате внутренних войск, выполняющих
полицейские
функции. Так власть халифа впервые была ограждена от посягательств, специально
созданными
подразделениями. Зийад набирал к себе в помощники людей средних способностей,
услужливых,
а сторонников Али жестоко преследовал. Естественно, что такое положение дел
вызывало
проповеди о нечестивости правителей, о необходимости смещения халифа, вносящего
новшества
в шариат и тем самым попирающего закон. Поэтому, несмотря на сильное
административное
устройство, правление Омейядов отличалось некоторой слабостью духовной
организации, с чем
мусульманская община никогда не смогла примириться.
Халиф Муавийя ибн Абу Суфьян еще при жизни объявил своим наследником сына
Йазида.
670
Основание Кайруана
Северная Африка, населенная язычниками-берберами, постепенно вовлекалась в
единое
духовное поле ислама. В 670 году Укба ибн Нафи, вошедший в историю под именем
Сиди Укба,
основал Кайруан - город, подобный военным базам Куфе, Басре и Фустату.
Правление Византии в
Северной Африке подходило к концу.
Через несколько лет действия Укбы в Африке вызвали недовольство халифа, и в 675
году
Укба был смещен с поста наместника Каируана и прилегающих к городу областей. И
только в 682
году Йазид ибн Муавийя снова направил Укбу в Африку. В стычке с берберами этот
храбрый и
прямодушный полководец погиб. После его гибели в 683 году берберы посчит
|
|