Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Айзек Азимов - Ближний Восток. История десяти тысячелетий
<<-[Весь Текст]
Страница: из 92
 <<-
 
торое время после Потопа. 
Он обладал героической храбростью и совершил славные подвиги. Приключения 
Гильгамеша иногда позволяют назвать его шумерским Гераклом. Возможно даже, что 
легенда (которая стала очень популярной в последующие столетия и должна была 
распространиться по всему древнему миру) повлияла на греческие мифы о Геракле и 
на некоторые эпизоды «Одиссеи».
      Когда умер близкий друг Гильгамеша, герой решил избежать такой судьбы и 
отправился на поиски секрета вечной жизни. После сложных поисков, оживляемых 
множеством эпизодов, он находит Утнапиштима, который во времена Потопа построил 
большой корабль и спасся на нем со своей семьей. (Именно он после Потопа принес 
ту жертву, которая так понравилась голодным богам.)
      Потоп рисуется здесь как событие мировое, которое по своему эффекту 
таковым и было, ибо для шумеров Месопотамия составляла почти весь мир, который 
принимался в расчет.
      Утнапиштим не только пережил Потоп, но получил также дар вечной жизни. Он 
направляет Гильгамеша к месту произрастания некоего волшебного растения. Если 
он съест это растение, он навечно сохранит свою юность. Гильгамеш находит 
растение, но не успевает его съесть, ибо растение похищает змея. (Змеи, по 
причине способности сбрасывать старую, потертую кожу и появляться в блестящей и 
новой, обладали, по мнению многих древних, способностью к омоложению, и эпос о 
Гильгамеше среди прочего объясняет и это.)
      Рассказ об Утнапиштиме так похож на библейский рассказ о Ное, что 
большинство историков подозревают заимствование из рассказа о Гильгамеше. 
Возможно также, что змей, соблазнивший Адама и Еву и лишивший их дара вечной 
жизни, произошел от змеи, лишившей Гильгамеша того же самого.
      
Войны
      
      Потоп был не единственным бедствием, с которым пришлось сталкиваться 
шумерам. Были еще и войны.
      Есть признаки, что в первые столетия существования шумерской цивилизации 
города были разделены полосами необработанной земли, и их население практически 
не сталкивалось друг с другом. Могла существовать даже некая взаимная симпатия, 
ощущение, что великим врагом, которого нужно победить, была капризная река и 
что все они боролись с этим врагом вместе.
      Однако даже перед Потопом расширяющиеся городагосударства должны были 
поглотить пустые земли между ними. Три сотни километров в нижнем течении 
Евфрата постепенно покрылись обработанной землей, и давление растущего 
населения заставляло каждый город вклиниваться возможно дальше на территорию 
своего соседа.
      Египтяне в подобных условиях сформировали единое государство и столетия 
прожили в мире — целую эпоху Древнего Царства. Египтяне, однако, жили в 
изоляции, защищенные морем, пустыней и нильскими порогами. У них было мало 
причин культивировать искусство войны.
      Шумеры, напротив открытые с двух сторон для опустошительных набегов 
кочевников, должны были создавать армии. И они их создали. Их солдаты 
маршировали стройными рядами, и ослы везли за ними тележки с припасами.
      Но раз армия для отражения кочевников создана, возникает сильное 
искушение применить ее с пользой в промежутках между набегами. Каждая из сторон 
в пограничных спорах теперь готова была поддержать свои взгляды армией.
      До Потопа, вероятно, войны не были особенно кровавыми. Основным оружием 
были деревянные копья и стрелы с каменными наконечниками. Наконечники нельзя 
было сделать очень острыми, они трескались и кололись, сталкиваясь с 
препятствием. Обтянутых кожей щитов было, вероятно, более чем достаточно против 
такого оружия, и в обычной битве было много ударов и много пота, но, учитывая 
указанные факторы, мало потерь.
      Около 3500 г . до н. э., однако, были открыты методы выплавки меди, а к 
3000 г . было обнаружено, что, если смешать медь с оловом в определенных 
пропорциях, образуется сплав, который мы называем бронзой. Бронза — твердый 
сплав, годящийся на острые лезвия и тонкие острия. Более того, затупившееся 
лезвие можно было легко заострить снова.
      Бронза еще не стала общераспространенной даже ко времени Потопа, но ее 
стало достаточно, чтобы изменить баланс в постоянной борьбе кочевников и 
земледельцев навсегда в пользу последних. Для получения бронзового оружия нужно 
было обладать передовой технологией, далеко превышавшей возможности немудрящих 
кочевников. До того времени, как кочевники смогли вооружиться собственным 
бронзовым оружием или научиться способам компенсировать его отсутствие, 
преимущество оставалось за горожанами.
      К несчастью, начиная с 3000 г . до н. э. шумерские городагосударства 
использовали бронзовое оружие друг против друга тоже, так что стоимость войны 
возросла (как она возрастала множество раз с тех пор). В результате ослаблены 
были все города, ибо ни один из них не мог окончательно разбить своих соседей. 
Если судить по истории других, лучше известных городовгосударств (например, 
городов древней Греции), более слабые города всегда объединялись против любого 
города, который, как казалось, подходил достаточно близко к победе над всеми 
остальными.
      Мы можем предположить, что частично изза хронических войн и расхода 
человеческой энергии системы дамб и каналов пришли в запустение. Быть может, 
именно поэтому Потоп был таким грандиозным и нанес такой ущерб.
      И все же даже в период дезорганизации, наступившей после Потопа, 
превосходство бронзового оружия должно было сохранить Шумер в безопасности от й садовник и воспитал его с любовью, но в бедности. В конце концов, 
когда он стал взрослым, прирожде
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 92
 <<-