Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Айзек Азимов - Ближний Восток. История десяти тысячелетий
<<-[Весь Текст]
Страница: из 92
 <<-
 
 потому, что там были сделаны 
новые изобретения, или, наоборот, изобретения появились потому, что Урук стал 
деятельным и процветающим. Сегодня трудно различить причину и следствие этого 
процесса.
      В Уруке выпуклые штампы были заменены цилиндрическими печатями. Печать 
представляла собой маленький каменный цилиндр, на котором в углубленном рельефе 
вырезалась какаянибудь сценка. Цилиндр можно было прокатать по глине, получив 
отпечаток, повторяющийся, по желанию, снова и снова.
      Такие цилиндрические печати множились в последующей месопотамской истории 
и явно представляли собой не только средства для подписи, но и произведения 
искусства.
      Другим стимулом к изобретению письменности была необходимость учета. 
Храмы были центральными складами зерна и других вещей, при них были загоны для 
скота. Они содержали избыток, который расходовался на жертвы богам, на 
продовольствие в голодные периоды, на военные нужды и т. д. Жрецы должны были 
знать, что они имели, что получали и что отдавали.
      Простейший способ учета — делать отметки, например зарубки на палочке.
      С палочками у шумеров было плохо, но печати подсказывали, что можно 
использовать глину. Так стали делать отпечатки разного вида для единиц, для 
десятка, для шести десятков. Глиняную табличку, на которой содержались учетные 
данные, можно было обжечь и хранить как постоянную запись.
      Чтобы показать, относится ли данное сочетание меток к скоту или к мерам 
ячменя, жрецы могли сделать на одной табличке грубое изображение головы быка, а 
па другой — изображение зерна или колоса. Люди поняли, что некоторая метка 
может обозначать определенный объект. Такая отметка называется пиктограммой 
(«картиночным письмом»), и, если люди договаривались, что одна и та же 
совокупность пиктограмм означает одно и то же, они получали возможность 
общаться друг с другом без помощи речи и сообщения могли сохраняться постоянно.
      Малопомалу о значках договорились — может быть, уже к 3400 г . н. э. 
Далее додумались до того, что абстрактные идеи можно выражать идеограммами 
(«понятийным письмом»). Так, кружок с лучами мог представлять Солнце, но он мог 
представлять и свет. Грубый рисунок рта мог означать голод, но мог означать и 
просто рот. Вместе с грубым изображением колоса он мог означать еду.
      Время шло, значки становились все более схематичными и все меньше и 
меньше напоминали объекты, которые они первоначально изображали. Ради скорости 
писцы перешли к изготовлению значков путем вдавливания в мягкую глину острого 
инструмента так, что получалась узкая треугольная вмятина, похожая на клин. 
Значки, которые стали строить из этих меток, мы теперь называем клинописью.
      К концу Урукского периода, к 3100 г . до н. э., шумеры имели полностью 
развитый письменный язык — первый в мире. Египтяне, деревни которых усеивали 
берега реки Нил в северовосточной Африке, в полутора тысячах км к западу от 
шумерских городов, услышали о новой системе. Они позаимствовали идею, но в 
некоторых отношениях усовершенствовали ее. Они использовали для письма папирус, 
листы, сделанные из волокон речного тростника, которые занимали намного меньше 
места, и с которыми было намного легче работать. Они покрывали папирус 
символами, намного более привлекательными, чем грубая клинопись шумеров.
      Египетские символы вырезались на каменных монументах и рисовались на 
внутренних стенах гробниц. Они сохранились на виду, в то время как покрытые 
клинописью кирпичи оставались скрытыми под землей. Именно поэтому долго думали, 
что египтяне изобрели письменность первыми. Теперь, однако, эта честь 
возвращена шумерам.
      Установление письменности в Шумере означало революционные изменения в 
социальной системе. Оно еще более усилило власть жрецов, ибо они знали тайну 
письмен и умели читать записи, а простые люди этого не умели.
      Причина была в том, что научиться письму было нелегким делом. Шумеры 
никогда не поднимались выше понятия отдельных символов для каждого основного 
слова, и пришли к 2 тыс. идеограмм. Для запоминания это представляло серьезные 
трудности.
      Конечно, можно было разбить слова на простые звуки и представить каждый 
из этих звуков отдельным значком. Таких звуковых значков (букв) достаточно 
иметь две дюжины, чтобы сформировать любое мыслимое слово. Однако такая система 
букв, или алфавит, была разработана только много столетий спустя после 
шумерского изобретения письменности, и то хананеянами, жившими на западном 
конце Плодородного Полумесяца, а не шумерами.
      Письменность укрепила также власть царя, ибо он мог теперь выразить 
собственный взгляд на вещи письменно и вырезать его на стенах каменных зданий 
вместе с резными сценами. Оппозиции трудно было конкурировать с этой древнейшей 
письменной пропагандой.
      И купцы почувствовали облегчение. Можно стало хранить контракты, 
засвидетельствованные жрецами в письменном виде, зафиксировать законы. Когда 
правила, управляющие обществом, стали постоянными, а не скрытыми в ненадежной 
памяти вождей, когда с этими правилами могли справиться те, кого они 
затрагивали, общество становилось более стабильным и упорядоченным.
      Впервые письменность утвердилась, вероятно, в Уруке, о чем говорят 
древнейшие надписи, найденные сегодня в руинах этого города. Процветание и мощь,
 возникшие с расцветом торговли, вслед за появлением письменности 
способствовали росту размеров и великолепия города. К 3100 г . до н. э. он стал 
самым совершенным городом мира, покрывая площадь более 5 кв. км. Город имел 
храм 78 м длиной, 30 м шириной и 12 м высотой — вероятно, крупнейшее здание в 
мире того времени.
      Шумер в целом, благословенный письменностью, быстро сделался наиболее
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 92
 <<-