|
в рассеяния" было много
писателей и проповедников, которые распространяли ветхозаветное учение между
греками и другими народами; живя в среде иноплеменников, они привыкли
относиться к ним мягче. Гораздо более замкнуты и упорны в старине были иудеи,
оставшиеся на родине. С тех пор как они должны были подчиниться Помпею, который
к ужасу верующих вошел в Святое святых иерусалимского храма*, началась вражда
их с римлянами.
* Святое святых – внутренняя часть иерусалимского храма.
Римляне оставили сначала управление Палестиной местным царям; таков был Ирод
(Герод) из племени идумеев, современник Антония и Октавиана, который оттеснил
царя-первосвященника, потомка Маккавеев. Большой сторонник римлян, Ирод хотел
обратить Иерусалим в настоящий западный город с играми, театром, греческими
постройками. Около времени Рождества Христова римляне начали посылать в
Палестину наместников; таков был известный из Евангелий Понтий Пилат. Поборы
римских откупщиков тяжело разоряли страну. Множество людей попали в долги; по
народным понятиям того времени, несчастливейший человек – должник, отводимый в
тюрьму. Ненавистны стали народу те единоплеменники, которые шли на службу к
римлянам и брали на себя сбор податей. Эта беда для народа связывалась с
оскорблением его веры. Римляне затрагивали ее всеми своими действиями.
Римский наместник решил произвести народную перепись в стране, чтобы
положить поголовную подать: еврейские книжники объявили, что исчисление народа
противно закону Моисееву и вызовет великую кару Божию, чуму. Римляне хотели
собирать подать с земли; но, по еврейским понятиям, такой сбор можно было
взимать только в пользу храма. У каждого моста и разъезда, где сидел римский
мытарь*, поднимался спор, а по временам в Палестине вспыхивали кровавые
восстания. Римляне поставили в Иерусалиме свой гарнизон и вместе с ним хотели
поместить у ворот храма свой герб – изображение орла; но, в глазах евреев, это
было оскорблением священного города и священного места.
* Мытари – сборщики пошлины для откупщиков, покупавших за определенную
плату право собирать подати в какой-либо римской провинции.
Пилат, вступая в свою должность, решил насильно ввести в Иерусалиме римские
военные значки с серебряными изображениями императора. Ночью он велел поставить
их близ храма. Утром поднялось страшное волнение. Множество народа сошлось из
деревень. Раввины стали обсуждать, что делать. Наконец толпа пошла к наместнику
в приморский город за несколько десятков верст. Пять суток она стояла перед
домом Пилата и шумно требовала удаления римского герба от храма. Пилат велел
евреям идти в цирк будто бы для того, чтобы говорить с ними; здесь он оцепил
толпу солдатами и велел обнажить оружие. Тогда евреи бросились на землю и
открыли свои шеи, как для казни: они объявили, что лучше им умереть, чем
допустить нарушение закона. Пилат в замешательстве должен был уступить. Римлян
поражало упорство, с каким евреи сопротивлялись всему чужому: они говорили, что
у этого народа ненависть ко всему роду человеческому.
Чем тяжелее становилась участь евреев, тем больше росла у них вера, что
явится чудесное избавление. Пророчества говорили о Мессии*. В народе
представляли себе Мессию великим земным царем, подобным Давиду, и верили, что
Он даст торжество евреям во всем свете.
* Мессия – помазанник Божий, по-гречески – Христос.
Богатые семьи, из которых выбирали первосвященников, держались в стороне от
этой веры; но она была распространена между людьми среднего достатка и бедными,
и ее разделяли многие простые священники и книжники; они учили, что спасение
придет, если все будут строго выполнять обряды и Моисеев закон, вся забота
должна быть в том, чтобы соблюдать чистоту старинного обычая и чуждаться
иностранцев, их звали фарисеями, т. е. отделившимися. Фарисеи не приняли
Христова учения о любви и прощении. На их вопрос, надо ли платить римлянам
подать, Христос ответил: "Отдайте Богу Божье, а Кесарю Кесарево". Эти слова
возбудили в них гнев, потому что они постоянно выражали ненависть к Риму.
Фарисеи ожидали мирного наступления великой спасительной поры в награду за
несказанные страдания и стойкость народа. Гораздо дальше их шли ревнители,
готовые искоренить все чуждое. Они учили признавать главою земли лишь Бога и
отрекаться от всякого правителя, не бояться смерти, убивать всех противников,
если дело идет о свободе страны; они одушевляли себя картинами злой гибели
нечестивых чужестранцев.
Падение Иерусалима в 70 г. по Р. X. Чем дальше, тем более ревнители брали
верх над умеренными. Около тридцати лет спустя после проповеди Христовой в
конце правления Нерона во всей почти Палестине поднялось восстание против Рима.
Римские отряды, стоявшие в стране, были разбиты, и пришлось отправить сильное
войско для усмирения мятежа. Иудейские ревнители не сдавались, а шли отчаянно
на смерть. В ожесточении они избивали не только врагов, но и своих, кто стоял
за мир. Наместник Сирии Веспасиан занял уже Галилею, когда легионы
провозгласили его императором. Он поспешил в Рим и предоставил осаду Иерусалима
своему сыну Титу. Мятежники заперлись в городе, где собралось множество евреев
на празднование Пасхи. Три месяца бились под его крепкими стенами; раздраженные
римляне распинали ежедневно по нескольку тысяч пленных. Когда они ворвались в
город, восставшие бросились защищаться в храме, который считался несокрушимым.
Наконец и храм был подожжен; но
|
|