Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Виппер Р. Ю. - История древнего мира. История средних веков
<<-[Весь Текст]
Страница: из 84
 <<-
 
в числе нескольких десятков тысяч собирались в Афинах, 
совершали очистительное омовение в море и отправлялись длинной процессией в 
священное место Элевзин, где происходило торжество. Главное богослужение, 
мистерии, совершалось ночью: народ собирался среди благоговейной тишины в 
большом помещении, имевшем вид театра: перед его глазами воспроизводили судьбу 
богов, сходящих в подземный мир и возвращающихся оттуда. Таинственная ночная 
обстановка, музыка, блеск священных представлений сильно действовали на 
собравшихся. Они уходили с верою, что за гробом подземные боги избавят их от 
мук, что их ждет трапеза с самими богами на светлой горе, покрытой цветами, в 
то время как другие, непосвященные, будут тонуть в смрадном болоте.
   Искусство. Прекрасных благодетельных богов своих греки старались изобразить. 
В картине, в статуе бога они собирали самые возвышенные черты, какие только 
могли найти между людьми или какие могли представить себе. По всей Греции 
получили известность художники, которым заказывали наперерыв большие 
изображения богов в различных греческих городах.
   Во времена Перикла особенно выдавался афинянин Фидий. Он сработал для храма 
в Олимпии огромную статую Зевса. Зевс был представлен мощным царем на престоле. 
Фидий сделал также большую фигуру богини Афины для главного храма (Парфенона) в 
своем родном городе. Обе статуи состояли из деревянного остова; лицо, шея и 
руки были обиты пластинками из слоновой кости, одежда была сделана из листового 
золота; глаза в статуе Афины были вставлены из самоцветного камня. Чаще 
делались статуи меньших размеров из бронзы или мрамора; белый камень 
раскрашивался в разные цвета и покрывался позолотой.
   Художнику часто заказывали сделать статую борца или бегуна-победителя на 
играх. Гимнасты и участники военных игр обыкновенно выступали обнаженные. 
Художники старались представить силу мускулов и стройность человеческого тела, 
и никто не мог достигнуть такого искусства в изображении человека, как греки.
   Храмы у греков были не так крупны, как в Египте и Вавилоне. Сначала божий 
покой был небольшой крытой кладовой для того, чтобы хранить дары богомольцев 
или священные предметы бога, его копье и щит и т. п. Они имели вид 
продолговатого четырехугольника вроде нашей избы, только с более отлогой крышей.

   Позднее здание расширили и разделили на две половины. Меньшую, темную часть 
позади оставили для сокровищ; большую, переднюю часть, освещенную широким 
отверстием сверху, отводили для жертв и молитв; здесь ставилось изображение 
бога. Вход старались сделать красивее: вытягивали вперед навес крыши и 
подпирали его каменными столбами. От двух наклонов крыши и прямой полосы над 
столбами получался трехугольник; он разукрашивался обыкновенно выпуклой 
картиной (рельефом): представляли бой витязей троянской войны, двенадцать 
подвигов героя Геракла или праздничный ход граждан и т. п. Иногда навес 
вытягивали во все четыре стороны храма и подпирали его кругом колоннами. 
Получалась кругом всего храма галерея, где можно было укрыться от солнца.
   Колонны могли быть низкие, грузные, как будто вросшие прямо в пол, без 
украшения наверху: весь храм казался тогда тяжеловесным, суровым на вид: это 
была старинная стройка (стиль, т. е. обычай, дорический). Позднее вкус 
изменился: стали приподнимать фундамент, вытягивать повыше колонны, делать их 
более стройными, с подножием внизу и завитком наверху вроде стружки или 
раскрытого цветка (это были стили ионический и коринфский). Фигуры на храме, 
украшения, навесы и колонны раскрашивались яркими и светлыми красками.
   В храме лежало за крепкими стенами и затворами много золота и серебра в 
вещах и слитках. Это были не только сокровища бога, но и разное имущество или 
денежные средства людей, отданные на хранение. Городскую казну обыкновенно 
хранили в храме; например, афиняне держали свое запасное золото в главном храме 
богини Афины на акрополе. Храм мог укрыть и людей, искавших защиты бога; в 
священном месте не должно быть ни кровопролития, ни насилия. Поэтому храмы 
считались убежищем для преследуемых и даже преступника нельзя было оторвать от 
алтаря или изображения бога.
   Театр. В храме или на площади люди ставили изображение бога, чтобы постоянно 
видеть его, чувствовать его близость. Больше того, греки хотели представить 
бога в живом образе. Это происходило в большой весенний праздник любимого 
народом бога Диониса.
   
    
   
    
   
   
   
   Несколько человек брали на себя главную часть торжества. Они должны были 
изобразить самого бога и его веселую козлоногую и хвостатую свиту (силенов). 
Дионис появлялся в сияющем одеянии на повозке, которой придавали вид корабля 
(по мифу, он прибыл в Грецию морем). Он доезжал, окруженный силенами, до 
круглой площадки, около которой толпился народ. Здесь силены, в вывороченных 
шкурах и с намазанными лицами, плясали и пели хором (площадка называлась 
орхестра, т. е. место хоровода; от нее – название нашего оркестра). Дионис 
говорил им стихотворную речь, в которой рассказывал свою судьбу, страдания и 
торжество; его свита выражала сочувствие. Снова начинался хоровод, а в это 
время тот, кто изображал Диониса, исчезал в поставленной позади палатке (скене 
– сцена) и переодевался. Он выходил потом, чтобы изобразить какое-нибудь другое 
лицо, по мифу связанное с Дионисом, например его врага, опять поднимался на 
возвышение, на повозку или на широкий каменный помост посреди площадки и 
говорил за это новое лицо. Хор отвечал ему другими словами, выражением гнева 
или печали, если слышал речь недруга Дионисова.
   Эти незатейливые представления и были началом театра, т. е. зрелища. 
Изображение судьбы Диониса называлось также трагедией (что буквально значит 
песнь козлов). Народ увлекался театром и постоянно открывалась возможность 
прибавить к нему что-нибудь новое. Кроме мифа о Дионисе, можно было представить 
в лицах многие другие
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 84
 <<-