|
дорганических процессов» (сфера социальной жизни) при помощи таких
же объективных методов, как это имеет место в естествознании и объективной
психологии. Неорганический, органический и надорга-нический мир подчиняются
одним и тем же всеобщим мировым законам, которые проявляются по-разному в
зависимости от сложности организации соответствующих систем.
Как уже отметили, согласно представлениям В. М. Бехтерева, мировая энергия
проявляет себя по-разному в зависимости от сложности организации систем, в
которых она проявляется, а сама организация развивается в процессе эволюции.
Поэтому правильно было бы определять мировоззрение В. М. Бехтерева и его
представления о сущности психической деятельности как
эволюциопно-текто-энергстический монизм.
К изучению явлений гипноза и внушения В. М. Бехтерев подходил с тех же позиций,
с каких он подходил к изучению всех психических процессов. Как врач он
пользовался гипнозом в лечебных целях, как ученый-психолог он изучал его
психологические особенности и место в структуре сознания и личности человека.
Как физиолог и биолог он изучал физиологические проявления этих процессов и их
биологическое значение в эволюции высших животных и человека.
Особый интерес представляют исследования В. М. Бехтеревым некоторых
особенностей гипноза при помощи искусственных двигательных сочетательных
(условных) рефлексов. Можно сказать, что гипноз и внушение выступали в
творчестве В. М. Бехтерева в качестве предмета исследования многих наук:
психотерапии, физиологии нервной системы, общей психологии, психологии личности
и общей биологии.
Природа гипноза. Гипноз был известен людям еще с глубокой древности. Им в
различных целях пользовались служители религиозного культа, шаманы, целители,
фокусники и т. д. Предысторию того вида гипноза, которым пользуется
современная медицина,
20
О В. М. Бехтереве - ученом и враче-гипнологе
В. М. Бехтерев связывал с Индией, где он использовался для показа всяческих
фокусов и чудес широкой публике. Подлинная история применения гипноза в
качестве лечебного средства и научного его исследования начинается с конца
XVIII в. и связана прежде всего с именем Ф. Месмера (1734-1815). В 1766 г. он
окончил курс медицины Венского университета и защитил диссертацию на тему
«Влияние небесных тел», написанную в духе тогдашних представлений о значении
воздействия планет и звезд на здоровье и судьбу человека. В поисках различных
лечебных средств он напал на магнит и вскоре убедился, что это и есть то
средство, сила которого превосходит воздействие небесных тел. Однако практика
лечения больных магнитом привела Месмера к выводу, что лечит не магнит, а
неведомая сила, исходящая из рук, которые применяют его. Возникает
представление о том, что некоторые избранные люди обладают «магнитной
способностью» и могут пользоваться ею как покоряющей силой. Таким избранником
считал себя и Месмер. Что излучают его руки? Что руководит явлениями жизни:
звездная энергия или «магнетический флюид»? На этот вопрос Месмер однозначно
отвечает в пользу «магнетического флюида». Это сверхъестественная сила, которую
Месмер передает своим пациентам при помощи определенных движений рук - пассов.
«Магнетический флюид», или «животный магнетизм», переходит от лечителя к
исцеляемому благодаря тому, что между ними возникает «раппорт», своеобразный
невидимый канал, по которому истекает флюид.
Вначале Месмер пользовался магнетизмом для лечения отдельных больных, но,
переехав в Париж, стал применять его в качестве коллективного лечебного
средства. Известны месмеровские чаны в Париже, вокруг которых собирались толпы
народа и подпадали под гипнотическое влияние. В этих чанах содержалась вода,
которую Месмер заряжал своей магнетической силой. Эта сила якобы передавалась
тем, кто был в контакте с заряженной водой. В поведении многих из этих людей
наблюдалось нечто от летаргии, другие же впадали в истерику и в страшных
конвульсиях и криках устраивали шабаш. Месмер не пользовался словес-
21
О В. М. Бехтереве - ученом и враче-гипнологе
ным внушением в гипнозе, но в самих его действиях (пассах) содержался элемент
внушения.
Сеансы Месмера в Вене и Париже, массовое увлечение «животным магнетизмом»
вызвали интерес научной общественности, и Французская Академия наук объявила
конкурс на выяснение природы этого явления. Ученик Месмера маркиз де Пюисепор
описал психическое состояние людей, подвергшихся воздействию «магнетического
флюида», и назвал его «магнетическим сомнамбулизмом». Он заметил, что, когда
пациент находится в таком состоянии, сильное влияние на него оказывает
словесное воздействие.
Параллельно с Месмером и его последователями практическим применением гипноза
занимался аббат Фария, который для усыпления пациентов пользовался словесным
внушением. Принципиально новый подход к пониманию природы гипноза связан с
именем английского врача Дж. Брэда, который и ввел в научный обиход термин
«гипноз». Переворот в понимании природы гипноза связан прежде всего с тем, что
Брэд ввел новый метод вызывания гипноза. Он показал, что пассы не являются
единственным способом создания гипнотического состояния и что последнее может
быть достигнуто с помощью фиксации взгляда на блестящих предметах при
одновреме
|
|