|
.
В соответствии с господствующими в конце XIX в. представлениями о внушении В. М.
Бехтерев рассматривал его как непосредственное прививание тех или иных
психических состояний от одного лица к другому, происходящее «без участия воли
воспринимающего лица и нередко без ясного с его стороны сознания». Внушение
принципиально отличается от убеждения как способа воздействия одного человека
на другого. Убеждению присуща логика, нужны факты, критическое их освещение и
ясность сознания. Внушение проникает во внутренний мир человека без критики и
обсуждения, без сопротивления. При внушении идеи, чувства, мысли, выбор решений
и т. д. проникают в «сферу общего сознания без всякого участия личного
сознания» .
В акте внушения В. М. Бехтерев различал процедуру его осуществления и
содержание. Он считал, что в определение понятия внушения следует включать как
способ психического воздействия, так и результат этого воздействия. В слове
«внушать», писал он, «мы подразумеваем не только особый способ воздействия на
то или другое лицо, но и возможный результат этого воздействия, и, с другой
стороны, в слове «внушение» мы подразумеваем не только достигнутый результат в
психической сфере данного лица, но и в известной мере тот способ, который
привел к этому результату» .
Как мы уже отмечали, сила внушения ярче проявляется в состоянии гипноза, когда
подавлены воля и активное внимание усыпленного. Это возможно потому, отмечал В.
М. Бехтерев, что «воля парализуется верой в силу гипноза и внушения и субъект
не может на внушении сосредоточить волевое внимание, оно улавливается лишь
непроизвольным вниманием...».
Какие факторы благоприятствуют внушению? Прежде всего доверие к тому, кто
внушает. Далее следует
30
О В. М. Бехтереве
- ученом и враче
- гипнологе
отметить наличие господствующих идей в сознании отдельных лиц или целых групп
людей. При таких условиях легко возникают всякого рода внушенные иллюзии и
галлюцинации. «Когда, - писал В. М. Бехтерев, - господствует в населении или в
группе лиц то или другое настроение и когда мысль работает в известном
направлении, тогда у того или другого лица с психическою неуравновешенностью
особенно легко появляются обманы чувств, по содержанию отвечающие настроению и
направлению его мыслей, которые тотчас же путем невольного внушения, словесного
или иного, сообщаются и другим лицам, находящимся в одинаковых психических
условиях»
Близким по своей природе к внушению является самовнушение. Последнее отличается
от первого тем, что прививание психических состояний обусловлено не
посторонними влияниями, а внутренними факторами, источник которых находится в
психической сфере лица, подвергшегося самовнушению.
Внушению принадлежит важная роль не только в сознании отдельной личности, но и
в жизни общества в целом и отдельных его коллективов. «Можно сказать, - отмечал
он, - что вряд ли вообще совершалось в мире какое-либо из великих исторических
событий, в котором более или менее видная роль не выпадала бы на долю внушения
и самовнушения» . Без учета роли внушения в мотивации поведения больших групп
людей ряд социальных и исторических явлений может получить неполное, неточное,
а может быть и неверное, истолкование.
Само собою понятно, что много внимания В. М. Бехтерев уделял внушению как
лечебному фактору. Важнейшим условием эффективного применения внушения как
лечебного средства является вера больного в действенность применяемого средства,
вызывающая ожидание грядущего исцеления. Без такой веры невозможна никакая
психотерапия, никакое лечение словом.
Интерес В. М. Бехтерева к роли внушения в общественной жизни был вызван не
только потребностями теории, но и широко распространившейся практикой этого
явления. Публикуемая в данном издании работа
31
О В. М. Бехтереве
- ученом и враче
гипнологе
«Роль внушения в общественной жизни» появилась в 1898 г. Это было время
напряженной социально-политической активности различных слоев русского общества
на пороге надвигавшейся революции и время широкого распространения различных
религиозно-мистических учений и движений. Достаточно сослаться на такие явления,
как малеванщина, эпидемии кликушества, увлечение спиритизмом, сеансы Софьи
Штар-кер, чтобы понять интерес В. М. Бехтерева к внушению как фактору
общественной жизни.
В своем научном творчестве В. М. Бехтерев не прошел и мимо проблемы телепатии,
или внушения на расстоянии. Термин «телепатия» ввели в науку английские
исследователи Герней, Майерс и Подмор в 1886 г. для обозначения некоторых
загадочных явлений психики. В буквальном переводе с греческого телепатия
означает чувствование на расстоянии. По утвердившейся традиции под телепатией
понимают психический процесс, при котором возможна передача мыслей, чувств,
ощущений, желаний, команд и т. д. без посредничества известных нам органов
чувств и технических средств. Такой подход к пониманию телепатии предполагает
возможность передачи психических состояний при помощи особой энергии и
экстрасенсорного восприятия.
|
|