|
обращаются способностями, борьба и поражения вы растают в столпы силы и
могущества, горести и ошибки выковывают сияющие доспехи - всё это вызревает в
стране полуночного солнца в той или иной из семи ее райских подсфер.
Здесь просыпается самосознание и видит полностью свое "не Я" окружение;
воспоминания простираются теперь в доселе неизвестное прошлое, и возрождаются
в памяти причины, создавшие прошедшую жизнь человека на Земле, а также при-
чины, которые человек успел там выковать и которые создадут для него его
обширное будущее. Прошедшее, настоящее и будущее предстают теперь перед
душой как единая картина жизни, как открытая книга, в которой ничего не скрыто
и из
которой ничто не вычеркнуто. Здесь душа развивает Единое всевидящее Око и
обращается совершенным провидцем всего того, что касается ее собственной
индивидуальности в прямом смысле этого слова.
В этом райском мире причинной сферы нижняя часть отведена наименее
развитым душам с искренней и бескорыстной любовью к своим семьям и друзьям и
с восхищением людьми более благородными, совершенными и лучшими, чем они
сами. Мера их вознаграждения соответственно узка и ограниченна, ибо чаша их
восприимчивости мала, однако их переполняют счастье, чистота и гармония, и
через
некоторое время они перевоплощаются на Земле с улучшенными способностями и
силами.
Далее следуют мужчины и женщины разных религий с сердцами и разумом,
обращенными к Богу - их персональному Богу, самими ими выбранному,
имеющему то или иное имя и обличье, в которого они верили, - и Безымянный и
Бесформенный появляется перед ними именно в той форме и том обличье, в ко-
торых они Его так боготворили, вызывая в них экстаз преданности в соответствии
с
их умственными и эмоциональными способностями. Божественное принимает
форму, знакомую Его поклонникам. Это действительно странно, что человек
забывает: все Божества обитают в его собственном сердце. Достаточно обратиться
внутрь, чтоб мельком увидеть Бесформенного в той самой форме, которую мы
боготворили больше всего. Поэтому сказано:
Бесформен Он, однако все формы принадлежат Ему;
Безымянен Он, однако все имена принадлежат Ему;
Обратись к Нему любым именем,
И Он повернется к тебе.
В третью подсферу попадают преданные и серьезные души, которые видят Бога
и служат Ему в человеке, боготворят Его в Его проявленном Творении. В этой
подсфере они совершенствуются, обращаясь великими благотворителями времен
грядущих, и награждаются обильной способностью бескорыстной любви к
человечеству.
Души гениев всевозможных искусств: музыки, скульптуры, живописи,
исследователей законов природы, студентов - пылких и благоговейных,
разведывающих глубины знаний, получают здесь, в четвертой подсфере,
возможность развиться в совершенных учителей человечества будущих веков. И
когда они появляются, то служат факелоносцами и оставляют свои следы на песках
времени.
Дальше следуют три возвышенные подсферы бесформенных раев. Многие души
просто достигнут их нижней части, где пребывание их будет кратковременным,
познают вспышку ознакомления в соответствии со своим посевом и затем,
окунувшись таким образом в великое Неизвестное, возвратятся в физическую
земную сферу Души вдумчивые, благородно прожившие свою жизнь на Земле,
мгновенно и верно постигают Истину, видят источники всех причин, единство,
лежащее в основе, и осознают неизменное постоянство работы гармонического
Божественного Закона среди крайних несоответствий и несообразностей, какими
могут казаться нетренированному глазу его последствия и где, как говорит
Александр Поп (20), "хотя все вещи разны, всё находится в согласье".
Еще более развитые души с превосходной и неповрежденной памятью находят
путь в шестую подсферу. Собрав там богатства Божественного Разума (Брахманд),
они возвращаются на Землю великими учителями человечества, способными
объяснить ему пути Господни и прославляющими Бога. "Великие мертвые" веков
прошедших получают здесь возможность испытать "жизнь блаженства" и оказаться
свидетелями работы Воли Брахмана в ее совершенной полноте без хотя бы одного
недостающего звена в цепи причинности.
В самую высшую подсферу попадают души Мастеров Brahma Vidya и их
посвященных (Brahmacharis), ибо никто, кроме посвященных, не сможет найти
"тесные Врата" и "узкую тропу, ведущую в Жизнь"; таким образом, только немногие
избранные смогут вступить в страну и жизнь Брахмана. До наивысших пределов
наслаждаются они своим самосознанием, но еще не награждены космическим
сознанием.
Анни Безант подводит итог следующим образом:
Таков очерк "семи раев ", в один из которых в свое время, после той
перемены, которую называют "смерть", попадает человек. Смерть есть
всего лишь перемена, которая дает душе частичное освобождение,
снимая с нее самую тяжелую цепь. Смерть есть рождение в более
широкую жизнь, возвращение после короткого изгнания на Земле в свой
истинный дом (Дом Вселенского разума), освобождение из тюрьмы на
свободу "верхнего воздуха". Смерть - Величайшая иллюзия из всех земных
иллюзий; смерти нет, есть только перемена в условиях жизни. Жизнь не-
|
|