|
ит много притч и легенд. В первую очередь - это легенды
и притчи об истории школы и притчи о Великом Мастере. Легенды и притчи
позволяли ученикам накапливать опыт "на чужих ошибках", "за чужой счет",
вдохновляли на дальнейшие достижения в самосовершенствовании, помогали
приобретать специальные знания по той или иной теме, раскрывали секретные
методы, бывшие на вооружении разных кланов, школ и военачальников.
Для иллюстрации бесед, например, о знании учителя использовали притчи с
сюжетами типа: "о том, как один воин Шоу разрушил замыслы врага, когда узнал и
использовал знание о готовящейся ловушке; когда узнал и использовал знание об
уязвимом месте в планах врага; когда использовал знание рукопашного боя в
битве" и т.д.
Существуют притчи о "мертвом" (то есть бесполезном) и "живом" (полезном)
знании и о том, как эти категории при определенных обстоятельствах меняются
местами. К ним относятся притчи о мудреце, который погиб в лесу, так как не
знал, как добыть пропитание, и о мудреце, не сумевшем оказать сопротивление
вражескому воину и погибшем. Из этих притч делается вывод, что только
гармоничное развитие и знания из разных областей делают человека неуязвимым в
различных ситуациях.
Легенды, притчи и шутки были важным элементом для пробуждения в ученике
способности к "осознанию", о которой будет рассказано позже. Фактически при
помощи ряда таких осознаний учителя перестраивали психику своих учеников,
формировали у них мироощущение "школы Спокойствия", уничтожали многие комплексы
и установки, с детства заложенные в подсознании ученика.
Физическая и психологическая подготовка школы Шоу-Дао была очень сложна и
многообразна. Помимо многочисленных знаний и умений, включающих в себя глубокие
знания по медицине, психологии, управлению психической и внутренней энергией
организма, последователи Шоу-Дао создали оригинальный стиль рукопашного боя,
позволяющий не только защитить в случае необходимости свою жизнь, но и дающий
возможность практически неограниченного физического и психического
совершенствования человека.
В процессе тренировок обучающиеся проходят три малые ступени, составляющие
одну большую ступень обучения; девять больших ступеней, составляющих первый
путь; затем переходят ко второму пути и т.д. Ли говорил, что поскольку для
прохождения только первого пути требуется около 100 лет, последователь Шоу-Дао
обучается специальным методам продления жизни, восстановления клеток (в том
числе и нервных) и омоложения тканей. Эти методы включают в себя медитации,
различные виды массажа, использование лекарственных трав, систему питания и т.д.
В традиционном китайском варианте даже упражнения первой малой ступени
слишком трудны для европейца. Это связано как с недостатком времени, так и с
желанием европейцев как можно скорее получить желаемый результат. Европеец
стремится изучить сразу как можно больше приемов, китаец же сначала в течение
нескольких лет закладывает физическую и психологическую базу для последующего
выполнения любых действий и движений (здесь под китайцем подразумевается
последователь древних семейных школ у-шу. В современном Китае большинство
древних секретов подготовки уже утеряно: культурная революция погубила многие
школы и заставила лучших мастеров покинуть страну).
Приведу один пример. К мастеру одной из школ у-шу пришел человек и
попросил принять его в ученики. Мастер согласился и заставил новичка выполнять
тяжелую работу. Каждый день мастер жестоко избивал ученика палкой, ничему его
не обучая. Через несколько лет ученик научился так хорошо уворачиваться от
палки, что было почти невозможно в него попасть. Только тогда мастер начал
обучение. Впоследствии этот ученик тоже стал великим мастером.
Если попробовать отнести стиль рукопашного боя школы Шоу-Дао к какой-либо
категории воинских искусств, то скорее всего он займет промежуточное положение
между внутренними (Нэй-чиа) и внешними (Вай-чиа) стилями Китая. Дело в том, что
Шоу-Дао в равной степени использует как жесткость, так и мягкость, как круг,
так и прямую линию, тяготея, впрочем, немного более к внутренним стилям.
Основными канонами стиля являются представление о сфере, пронизанной линиями и
кругами концентрации внутренней энергии Чи, представление о движении, как о
ряде застывших поз, а также чуждая догматике и муштре, основанная на
индивидуальных способностях ученика система тренировки. Как философия Шоу-Дао,
не отбрасывая мудрость различных религий и верований, выработала свое
мировоззрение, так и рукопашный бой этой школы ассимилировал практически все
направления боевых искусств, отобрав из них наиболее эффективные и динамичные
моменты.
Рукопашный бой школы Шоу-Дао представляет собой медитативное свободное
творчество среди необозримого количества приемов в отличие от жестко
регламентированных, основанных на ограниченном количестве отработанных в
совершенстве приемов школ типа карате и других ортодоксальных направлений.
Однако в Шоу-Дао имеется ряд постулатов, с которых начинается обучение и
которые являются краеугольными камнями системы. Это те общие принципы, на
которых зиждутся законы движения человеческого тела и его энергии.
Рукопашный бой - не основной аспект учения Шоу-Дао. Он был необходим для
поддержания хорошей физической формы, а также позволял в случае необходимости
защитить свою жизнь. Помимо великолепного владения воинскими искусствами,
последователь школы Шоу-Дао в совершенстве осваивал искусство врачевания,
искусство "Вкус жизни" (способность наслаждаться жизнью в любых, даже самых
тяжелых условиях), искусство общения, искусство управления своей психикой и
психикой окружающих его людей, а также знания, искусства и ремесла, необходимые
для жизни в обществе.
|
|