|
слушивал его долгое, запутанное повествование, памятуя
об инструкциях, которые давал мне Ли.
- Ты должен уметь выслушивать людей внимательно, терпеливо и
благожелательно, - говорил он, - уметь, когда хочешь, завязать разговор с любым
человеком и, если нужно, выйти из разговора. Для этого необходима практика.
Никогда на проявляй признаки нетерпения, выслушивая человека. Если же ты хочешь
прекратить разговор, ты должен в зависимости от ситуации выбрать или приличную
или агрессивную форму выхода из разговора. Иногда достаточно, даже не взглянув
на человека, внутренне передать ему ощущение агрессии, чтобы дать понять, что
разговор закончен, и заставить его первым прекратить общение. Но, выбирая
агрессивный вариант выхода из разговора, ты всегда должен помнить о будущем,
понимая, что этот человек еще может пригодиться тебе в какой-либо ситуации,
может стать твоим врагом или другом. Поскольку один из принципов воинов жизни -
не создавать себе врагов, я обычно пользуюсь приличной формой выхода из
разговора, если это мне позволяют обстоятельства.
Любопытной была реакция моих знакомых, когда я, не упоминая о Ли,
рассказывал им об этой теории общения. Обычно они реагировали со страхом и
резко негативной оценкой. Больше всего почему-то раздражались женщины, обвиняя
меня в неискренности и нечестной игре с их чувствами.
Я пытался объяснить, что все люди непроизвольно играют и притворяются не
теми, кто они есть на самом деле, поскольку нас с детства учили врать и
подавлять свои самые естественные чувства и эмоции. Я говорил, что игра - это
неотъемлемый элемент и издержки общения, что от этого никуда не деться, и
поэтому естественно и нормально понимать механизмы человеческого общения и
управлять ими.
Но пытаться убедить в чем-то, что ей не нравится, даже умную женщину, все
равно, что плевать против ветра, и я лишний раз убедился, насколько прав был Ли,
утверждая, что говорить человеку чуждую и неприятную для него правду - это
преступление против себя самого, против правды и против того человека.
Я понял, что лучше не стоит рассказывать другим людям о механизме
упражнений с ароматом плода, потому что они принимают это слишком близко к
сердцу, замыкаются в себе и начинают анализировать каждое твое слово и жест,
чувствуя себя препарируемыми лягушками, участниками какого-то оскорбительного
для них психологического эксперимента, хотя я воспринимал это гораздо проще и
спокойнее, как интересное упражнение, без опасений, подозрения или неприятия.
Хотя я и не пытался играть со своими знакомыми и вел себя, как всегда,
естественно, доброжелательно и честно, они все равно после введения их в курс
дела воображали меня монстром, манипулирующим их мыслями и чувствами. Меня
расстраивала тотальная психологическая безграмотность нашего населения и
абсолютное нежелание воспринять какие-то элементарные основы общения, и я
сказал об этом Ли.
- Не печалься о них, лучше радуйся за себя, - спокойно ответил он. -
Знание дает силу, но оно же делает и одиноким, потому что только равный тебе
может понять тебя. По мере обучения ты все дальше будешь уходить от людей в
своих чувствах и сознании, но наука общения позволит тебе с легкостью понимать
и предсказывать их и получать наслаждение от контактов с людьми, потому что на
своем пути воин жизни всегда выбирает радость, а не печаль.
- А как ты сам относишься к человечеству? - спросил я.
- Если говорить правду о моем отношении к человечеству, то я отношусь к
нему со смешанным чувством восхищения, жалости и отвращения. История
человечества - это в основном история глупости и жестокости. Слишком мало в ней
светлых и мудрых страниц. Я испытываю жалость к глупцам и отвращении к жестоким.
Но это не выраженные чувства. Это - всего лишь неяркий эмоциональный фон моего
отношения к человечеству в целом. К каждому же конкретному человеку я отношусь
с подобающим уважением, потому что он - такая же загадка природы, как ты, я,
земля или вселенная. Я уже говорил тебе, что для воинов жизни существует
незыблемое правило: "проявляй уважение к тем, кто достоин его, ибо в этом нет
ничего постыдного; проявляй уважение к тем, кто жаждет его, ибо в этом нет
ничего трудного; проявляй уважение к тем, кто недостоин его, если это тебе
позволят обстоятельства, ибо в каждом есть что-то достойное уважения".
- В чем же проявляется уважение к человеку, когда ты заставляешь меня,
например, распугивать людей на улицах или обманывать их, выпрашивая у них
деньги? - спросил я.
- Ты путаешь внутреннее уважение и внешние проявления уважения. Воины
жизни всегда сохраняют внутреннее уважение к человеку, даже в ситуации, когда
обстоятельства не позволяют проявлять внешнее уважение. Ты учишься, но учишься
ты не тому, как презирать, унижать или обманывать невинных граждан. Ты изучаешь
механизмы человеческого поведения и, поскольку научиться можно только через
практику, ты действуешь, сохраняя внутреннее уважение к человеку в тех случаях,
когда внешнее проявление уважения невозможно.
Во время одной из наших последующих встреч, когда мы беседовали о "Вкусе
плода с дерева жизни", методиках поедания плода и общения. Ли заметил, что я
куда-то тороплюсь, не говоря об этом, и внутренне разрываюсь между желанием
пообщаться с ним и успеть на назначенное свидание. Учитель внимательно
посмотрел на меня со своей обычной ехидной усмешкой и неожиданно заявил:
- Да успеешь ты к своей дылде круглолицей.
- Ты что, следишь за мной? - оторопел я.
- Нет, я просто читаю у тебя в мозгу, - с невинным видом сообщил Ли.
- Тогда прочти еще что-нибудь.
Он с явным удовольствием начал описывать дом, в который я прихожу, его
обстановку и как я с у
|
|