|
за представляет собой непрерывное движение. Как бы ты ни
старался быть неподвижным, в тебе не затухают внутренние движения. Он вытянул
руку вперед и спросил меня:
- Скажи, эта рука движется или нет?
- С точки зрения законов физики она может двигаться относительно каких-то
точек отсчета, - осторожно ответил я.
- Она движется относительно земли? Сейчас она движется или нет, если
исключить мелкие ее колебания? Понятно, что она делает какие-то
микроскопические движения, но их мы не будем принимать в расчет.
- Нет.
- Ты неправ. А сейчас?
Я внимательно посмотрел на его руку. Ли не изменил ее положение, но что-то
в его руке изменилось. Вдруг я понял, что он имеет в виду.
- Сейчас она не движется, а тогда она двигалась, - сказал я.
- Как ты догадался?
- Сначала она была напряжена, а теперь рука расслаблена.
- И что из этого?
- Я не могу четко объяснить это словами, но мне кажется, что я понимаю,
что ты хочешь сказать.
- Ты прав. Напряженные мышцы уже избрали направление. Рука как бы движется,
хотя это движение и незаметно.
Чтобы выбрать новое направление, рука должна сначала расслабиться, а потом
начать новое движение. Когда же рука расслаблена и нет чрезмерно напряженных
групп мышц, она может начать двигаться в любом направлении. В момент
расслабления она неподвижна. Но существует еще один тип неподвижности - когда
рука движется во всех направлениях. Если в первом случае она могла начать
движение только после того, как она расслабилась и превратилась в неподвижную
руку, после того как был создан импульс силы для движения в каком-либо
направлении, то во втором случае надо было лишь создать импульс силы для
движения руки.
Существует еще и третий случай, когда рука движется все время и уже имеет
импульс силы, перемещаясь во всех направлениях.
- Как это может быть?
- Вот так, - сказал он и сделал быстрое восьмеркообразное движение рукой,
хаотически прерывающееся какими-то подергиваниями и отдергиваниями руки в
разных направлениях.
- Сейчас я смогу ответить на любую агрессию гораздо быстрее, чем я смог бы
это сделать, имея руку напряженной или расслабленной. Моя рука уже движется.
Она уже имеет импульс силы, но движется она во всех направлениях и может в
любой момент выбрать необходимое мне усилие и направление. Поэтому я владею и
силой, и пространством, и временем, а это - источник победы.
В тот день Ли впервые показал мне технику взвешенного шага и облачных
движений. "Взвешенный шаг", или "катящийся камушек", начинается из исходной
позиции "согнутый палец", в которой, совместив ступни ног и колени, чуть
наклонившись вперед и присев, исполнитель становится на голову ниже своего
роста. По мере повышения мастерства стойка понижается, доходя до уровня на две
головы ниже своего роста.
"Взвешенный шаг" выполняется на полусогнутых ногах с чуть наклоненным
вперед туловищем и постоянным легким ощущением потери равновесия в ту сторону,
куда совершается движение, с поочередной сменой стоп, перекатывающихся с пятки
на носок при движении вперед и с носка на пятку при движении назад. Стопы
выносятся, как правило, на произвольное расстояние, зависящее от конкретной
ситуации или предполагаемого маневра, и ставятся одна перед другой на одну и ту
же линию либо на одну и ту же сторону воображаемого круга. "Взвешенный шаг"
выполняется вперед и назад с поворотами во всех направлениях.
Облачные движения основываются на восьмерко- и кругообразном движении рук
в различных плоскостях и направлениях в сочетании со своеобразными
подергиваниями. Эти движения, непредсказуемые и хаотичные, создают словно
облачную завесу вокруг исполнителя, двигающегося в технике "катящийся камушек".
Эти движения отвлекают противника, скрывают начальный момент и направление
удара и являются великолепной защитой, так как перекрывают практически все
уязвимые части тела исполнителя, и удар противника, не достигнув тела,
блокируется и отводится облачными движениями почти автоматически.
Мы выезжали в лес и там проводили долгие часы, когда я повторял движения
за Учителем, отрабатывая координацию и скорость. Ли еще не называл свою школу
Шоу-Дао, но уже рассказал мне о том, что в древности члены клана, к которому он
принадлежит, называли себя Спокойными или Бессмертными.
Облачные движения базировались на обширном теоретическом материале,
включая теорию инь и ян, слегка отличающуюся от традиционных представлений,
теорию пяти первоэлементов, теорию триграмм, кругов и плоскостей. Существовало
множество комплексов облачных движений в зависимости от той или иной ситуации,
роста противника, уровня его подготовленности, позиции и множества других
факторов. Некоторые из этих комплексов и типов движений я описывал в других
моих книгах. Их можно увидеть и в многочисленных учебных видеопрограммах, число
которых все время пополняется. Моя мечта - отснять 600 часов учебных
видеофильмов, чтобы таким образом познакомить многочисленных поклонников этого
вида боевого искусства с основами боевых, медицинских и медитативных практик.
Осуществится ли она? Это покажет время.
Глава V
- Помнишь,
|
|