|
о внутренней силе.
- Какое испытание? - спросил я, слегка испугавшись.
- Очень простое. Я расскажу тебе притчу, а ты объяснишь мне ее смысл. Если
твое объяснение окажется правильным, значит, ты готов говорить о внутренней
силе.
- Согласен, - сказал я.
- "Испытание змеями", - сказал он. - Эта притча называется "Испытание
змеями". Она очень древняя, и воины жизни в течение тысячелетий рассказывают ее
своим ученикам, но никто из учеников не смог правильно истолковать ее. Слушай.
"...Однажды к патриарху клана воинов жизни привели несколько юношей,
желающих постичь "Вкус плода с дерева жизни", и попросили назначить им
испытание. Мудрейший повелел выкопать неподалеку от своего жилища несколько ям
и поместить туда испытуемых. В каждую яму бросили по змее. Спустя некоторое
время Мудрейший со своими учениками пошел взглянуть на юношей.
В первой яме сидел юноша с бледным, окаменевшим от страха лицом. Он
прижался спиной к земляной стене, и ничто не могло заставить его двинуться с
места. Посмотрев на испытуемого, Мудрейший сказал своим ученикам:
- Этот человек не сможет постичь учение Спокойных, так как по природе
своей он жертва и всегда будет отдаваться на милость победителя. Ему предстоит
затратить много усилий, прежде чем он научит помыслы повелевать телом.
Вторая яма оказалась пуста, так как подвергшийся испытанию юноша в страхе
выскочил из нее и убежал. Посмотрев в яму. Мудрейший сказал:
- Тот, кто сидел здесь, не сможет постичь учение Спокойных, так как по
природе своей он трус и трусливые помыслы владеют его душой и телом. Такой
человек не сможет быть даже воином.
В следующей яме Мудрейший с учениками увидели торжествующего юношу, с
гордым видом сидящего над убитой змеей. Мудрейший грустно покачал головой и
сказал, обращаясь к своим ученикам:
- Тот, кто сидит в этой яме, совершил поступок воина, но он еще не готов к
постижению мудрости Спокойных, так как его телом управляют помыслы хищника и он
не способен видеть картину мира.
В четвертой яме сидел испытуемый с отрешенным лицом, а недалеко от него
ползала змея.
- Этот юноша, - сказал Мудрейший, - видит картину мира, но у него разум
аскета, а значит, он не сможет жить в гармонии с окружающим. Рано ему еще
постигать учение о Спокойствии, так как пренебрегает он жизнью и не заботится о
теле.
- Неужели никто из испытуемых не сможет следовать по пути Истины? -
спросил один из учеников.
- Не следует, - ответил Мудрейший, - спрашивать, когда знаешь, что
ответить, ибо это ведет к лени ума и беспомощности в жизни. Не следует, -
продолжил он затем, - препятствовать естественному ходу вещей, ибо, проявляя
нетерпение, ты теряешь картину мира.
С этими словами устремился Мудрейший к последней яме, в которой увидел
юношу без тени смятения на лице и с улыбкой на губах. Змея также не показывала
никаких признаков беспокойства, хотя и находилась невдалеке.
Молча отошел Мудрейший от ямы и, лишь войдя в дом, сказал ученикам:
- Видеть картину мира и жить с ним в гармонии, не препятствовать ходу
вещей, но управлять их течением - разве это не истоки Спокойствия? Завтра утром
прошедший испытание станет вашим братом..."
Кореец замолчал и посмотрел на меня. Я тоже молчал, пытаясь догадаться, в
чем состоит испытание и где таится скрытая ловушка, а в том, что такая ловушка
есть и, возможно, не одна, я не сомневался.
Азиат рассмеялся и скорчил рожу, пародируя мои усиленные раздумья.
- А теперь объясни мне, в чем заключается смысл этой притчи, - сказал он.
Понимая, что ответ слишком прост для того, чтобы быть правильным, но не
видя другой альтернативы, я начал хвалить последнего испытуемого, восхищаясь
его спокойствием, самоконтролем, управлением эмоциями и умением жить в гармонии
с окружающим миром.
Кореец слушал меня с серьезным видом, одобрительно покачивая головой, и я,
осмелев, принялся рассуждать об особенностях психики последнего ученика и о
предпосылках, необходимых для того, чтобы стать воином жизни.
Когда я закончил и вопросительно посмотрел на своего собеседника, он
похлопал меня по плечу и, с заметно усилившимся акцентом, сказал:
- Красиво говоришь, прямо как настоящий ученый европеец. Но тут ты
промахнулся. Угадав про пятое колесо в телеге, ты доказал, что достоин быть
моим учеником, и ты мой ученик, ибо есть много вещей, которым я могу тебя
научить. Но если бы ты сразу понял смысл этой притчи, ты не был бы моим
учеником, потому что мне было бы нечему тебя учить - умом ты был бы равным мне.
Он замолчал, с улыбкой ожидая моего вопроса,
Конечно же я спросил:
- А в чем заключается смысл притчи?
Азиат выдержал паузу, явно наслаждаясь моим нетерпением.
- Смысл притчи очень прост, - сказал он. - Воин жизни никогда не стал бы
сидеть в яме с ядовитой змеей - для этого он слишком любит жизнь и не терпит
напрасный риск. Последний испытуемый знал, что змея в яме была не ядовитой. Он
обладал знанием, и это знание давало ему спокойствие.
Я почувствовал себя обманутым. Объяснение, конечно, было логичным, но
выглядело как-то некра
|
|