|
иц, которые у всех на слуху, но не вписываются в ряд
официально признанных поговорок типа "без труда не вынешь и рыбку из пруда".
- Кто на работает, тот не ест, - подхватил я.
- Это не пословица, а лозунг большевиков и их идеологическое оружие. Если
хочешь еще одну официальную поговорку - пожалуйста: "никогда не откладывай на
завтра то, что можно сделать сегодня". А теперь вспоминай неофициальные
варианты.
- Если хочется работать, ляг, поспи, и все пройдет.
- Это скорее присказка-речитатив, чем пословица. Подумай еще.
- Работа не волк, в лес не убежит.
- Вот это настоящая народная пословица, - похвалил меня Ли. - И эта
пословица показывает другую грань, другую сторону медали, противоположную
официально принятой. Ни одна из этих граней не отражает истину, и народная
мудрость только тогда может быть мудрой, когда она предлагает два выхода. В
данном случае, с одной стороны - работа, с другой - отказ от нее. Здесь
предлагаются две крайности, разные взгляды, но истина всегда лежит посередине.
Я расскажу тебе древнюю притчу о труде и безделье, которая отражает
противоположные представления о работе и которую можно трактовать по-разному...
Встретились однажды в пути два монаха и, чтобы скоротать время, затеяли
разговор о труде и безделье.
Один из них утверждал, что в поднебесье лишь труд в почете, другой же
настаивал на том, что люди больше ценят лень и безделье.
Спорили они, спорили и решили обратиться к первому встречному, чтобы
рассудил их и сказал, кто из них прав, а кто - нет.
Смотрят - идет по дороге крестьянин. Подошли к нему монахи и попросили
стать судьей в их споре.
Крестьянин не заставил долго себя уговаривать и велел монахам задавать ему
вопросы по очереди.
- Дорог ли тебе твой труд? - спросил крестьянина первый монах.
- Мне-то он дорог, а вот людьми не ценится. Тяжек мой труд, но платят за
него мало, - ответил тот.
Настала очередь второго монаха задавать вопрос.
- Если бы ты имел выбор - работать или не работать, в обоих случаях
получая одинаковый доход, чтобы ты предпочел? - поинтересовался он.
- Я сделал бы то, что и любой другой смертный на моем месте, - ответил
крестьянин.
- А если бы все были трудолюбивы, захотел бы ты жить в таком мире? -
спросил первый монах.
- Если бы все любили труд, то никто не хотел бы его облегчить. Нет, не
хочу я жить в таком мире, - сказал крестьянин.
Так и проиграл спор трудолюбивый монах. Надо было ему задавать другие
вопросы...
Долго еще Ли говорил об отношении к работе воинов жизни и объяснял мне,
как они, избегая крайностей, находят в этом конкретном случае свой "средний
путь". Вкратце это сводилось к тому, чтобы работать и не работать одновременно,
выполняя только то, что действительно необходимо сделать, не затрачивая времени
на ненужные усилия; необходимую работу выполнять как можно лучше и быстрее,
доводя это выполнение до совершенства, и одновременно использовать работу как
упражнение по саморазвитию и извлекать из нее наслаждение интеллектуальное - от
выбора наилучших решений, эмоциональное, так как это входит в упражнения Вкуса
жизни и физическое от того, что тело укрепляется и тренируется в процессе
правильно выполняемой работы.
Ли дал мне несколько рекомендаций, которые я должен был использовать на
следующий день, натягивая проволоки шпалеры на винограднике.
Если раньше я на этой работе, как и все городские студенты, старательно
сачковал, следуя народной (правда уже советской) мудрости: "где бы ни работать,
лишь бы не работать", то после разговора с Ли я выполнил почти три нормы,
потому что его советы полностью переменили мое отношение к работе, которая из
скучного, монотонного, бессмысленного труда среди холода и грязи превратилась в
увлекательное упражнение, требующее предельного внимания и концентрации.
Я натягивал проволоку не двумя руками, как раньше, а одной, четко
закручивал крепления; следуя указаниям, принимал определенные позиции,
контролировал мыслительный процесс, исключая постороннее, и направлял его на
созидание и совершенствование моих движений и стоек. Надо сказать, что никогда
раньше я не испытывал такого наслаждения от работы, которое я почувствовал
тогда, стоя по колено в грязи, но ощущая, как растет мое искусство и
самоконтроль.
Впоследствии я научился любую тяжелую работу превращать в упражнение и
выполнять ее с удовольствием и легкостью за счет психологической
ориентированности на совершенно другую деятельность.
Одним из краеугольных камней учения Шоу-Дао является формирование у
ученика навыков превращать вообще любой вид деятельности в упражнение по
самосовершенствованию; занимаясь чем-то, находить интересные аспекты в этой
деятельности, устраивать соревнование с самим собой и т.д.
Но вернемся к обсуждению пословиц. Объяснив мне, как я должен буду
работать на следующий день. Ли неожиданно сказал:
- Помнишь пословицу: "нужно, как телеге пятое колесо". А теперь скажи мне,
когда телеге действительно нужно пятое колесо.
Я, неожиданно для
|
|