|
окружающего мира.
Период острой влюбленности характеризуется в первую очередь резким
обострением восприятия. Влюбленный не думает о том, что у любимой красивые
глаза, он погружается в омут этих глаз, ощущает их красоту всем своим существом.
То же самое относится к запаху, голосу, движениям любимого человека.
Без полноценного переключения на восприятие невозможна качественная
сексуальная близость, для которой характерно получение максимального
наслаждения от всех органов чувств - обоняния, зрения, слуха, вкуса, тактильных
ощущений.
Чем полнее вы сможете переключаться на положительное восприятие
окружающего мира, своего тела и своего "я", тем меньше вы будете попадаться в
лишающие вас радости жизни "ловушки интеллекта" - навязчивые размышления,
сожаления о прошлом или прогнозирование будущего.
Вернуться в "потерянный рай" не так сложно, как это может показаться. Для
этого достаточно восстановить заложенную в нас природой естественную
способность полноценного восприятия окружающего мира, научиться наслаждаться
тем, что делаешь, и тем, что имеешь, простыми вещами, постоянно окружающими нас,
но которым наш интеллект, занятый всевозможными прогнозами, фантазиями и
проектами, как правило, не уделяет внимания.
Переключаясь на восприятие, даже скучный процесс чистки зубов можно
превратить в удовольствие. Ощутите вкус зубной пасты, то, как щетинки зубной
щетки массируют ваши десны, делая их более здоровыми и крепкими. Ощутите
удовольствие от того, как становятся чистыми и гладкими ваши зубы, как свежеет
ваше дыхание, как холодит десны вода при ополаскивании рта. Воспринимайте
процесс чистки зубов как акт заботы о своем теле, укрепляющий ваше здоровье и
ощущение общего благополучия.
Научитесь наслаждаться своим телом, протекающими в нем естественными
процессами, своими движениями, гимнастикой, которую вы выполняете, книгами,
которые вы читаете, музыкой, которую вы слушаете, лицами и голосами друзей и
любимых, уютом своего дома и множеством других мелочей, которые, в отличие от
наших фантазий о будущем, являются главными составляющими нашей реальной жизни.
Жизни, которая протекает здесь и сейчас, а не в прошлом и не в будущем.
Научившись переключаться на восприятие, вы обретете свойственную мудрецам
способность радоваться самому процессу жизни и на собственном опыте убедитесь,
что умение наслаждаться процессом существования значительно важнее воплощения в
жизнь неких фантастических идеалов или достижения целей, которые на
определенном этапе вашего жизненного пути казались вам чрезвычайно важными.
Идеалы, цели и представления меняются Под воздействием тех или иных
обстоятельств. Между тем естественная способность радоваться жизни,
свойственная счастливым людям и мудрецам, - одна и та же вне зависимости от
эпохи, вероисповедания или культуры.
Эпилог
И в заключение этой книги хотелось бы дать один простой, но в то же время
очень полезный совет. Как правило, мы склонны находить "разумные" объяснения
любым своим поступкам, оправдывать свои чувства и свое поведение различными,
иногда весьма замысловатыми способами. Подобные объяснения и самооправдания,
хотя и поддерживают нашу самооценку на должном уровне, не приносят особой
пользы в случае, когда наши действия или эмоциональные реакции имеют негативные
последствия в большей степени для нас самих, чем для кого-то или для чего-то
еще.
Если в поведении типа "назло маме отморожу пальчик" ущерб от намеренного
членовредительства частично компенсируется моральным удовлетворением от
взвинченного состояния родительницы, определенные стереотипы реагирования и
поведения приносят вред исключительно самому человеку. К ним относятся
сожаления о прошлых ошибках, терзания чувством вины, муки от чувства
собственной неполноценности, страх перед возможными неприятностями, которые
могут случиться в будущем, и т.д.
Первым шагом к тому, чтобы научиться распознавать собственные, вредные для
вас способы реагирования и справляться с ними является вопрос, который вы
задаете себе самому: "Зачем я это делаю?"
Как правило, объясняя свое поведение, мы отвечаем на вопрос "почему я это
делаю?", а значительно более важный в практическом плане вопрос "зачем?" мы
себе почему-то не задаем.
Представьте, что кто-то спросит чиновника из притчи о пяти лекарствах,
зачем он расстраивается так сильно, что практически загоняет себя в могилу
собственными чувствами.
Скорее всего чиновник скажет: "Я расстраиваюсь оттого, что меня унизили и
опозорили". Этот ответ является ответом на вопрос "почему?", в то время как
вопрос был "зачем?", иными словами: "Какая тебе польза от того, что ты
расстраиваешься из-за непонятного поступка незнакомого тебе, возможно,
сумасшедшего человека?"
Если бы чиновник смог на мгновение выйти из состояния эмоциональной
вовлеченности и оценить свое поведение с позиции трезвого рассудка, наверняка
он ответил бы: "В том, что я расстраиваюсь, нет абсолютно никакого смысла. Кто
знает, какие странные личности могут встретиться на моем пути? Если я буду
изводить себя из-за их сумасшедших выходок, моя жизнь превратится в кошмар!"
Задумайтесь о том, как часто вы расстраиваетесь, испытываете чувство
беспомощности, тревожности или страха по самым различным причинам. Если вы
зададите себе вопрос: "Зачем я расстраиваюсь?", "Зачем я боюсь?", "Зачем я
|
|