|
иллюзии, рассматривала жизнь как игру. Древние китайские мудрецы - как Конфуций,
так и даосские учителя - подводили под категорию игры практически все сферы
человеческой деятельности, всю практику человеческого самосовершенствования.
"Если подлинное становится поддельным, то поддельное становится подлинным",
- гласит известная китайская поговорка. Под "подлинным" в данном случае
понимается "истинное" или "реальное", а под "поддельным" "иллюзия".
Если реальное становится иллюзией, иллюзия становится реальностью.
Вдумайтесь в эти слова. Мы видим не реальный мир, а лишь то, каким образом
его отражает наше создание. По этой причине разные люди одну й ту же ситуацию
видят и воспринимают по-разному. Таким образом, реальное становится иллюзией,
то есть субъективным представлением о реальности некого конкретного человека.
Не задумываясь об иллюзорности восприятия, большинство людей считают свои
субъективные представления о мире единственной существующей реальностью,
истиной в последней инстанции. Люди некоторым образом уподобляются петуху из
сказки, убежденному в том, что солнце встает лишь потому, что он, просыпаясь на
рассвете, пропевает свое ежеутреннее "кукареку"... Человек, убежденный в том,
что окружающий мир полон опасности и угрозы, проведет свою жизнь в страхе.
Таким образом, иллюзия для него становится реальностью.
Странствуя в океане иллюзий, люди играют, исполняя те или иные роли. В
большинстве случаев люди не осознают игры, в которую они вовлечены, и не
понимают, что правила этой игры отражают естественные и неизменные законы
мироздания. Принимая игру за реальность, они относятся к ней с неоправданной
серьезностью, которой нередко сопутствуют тревожность, внутреннее напряжение,
неуверенность в себе, чувство вины, ощущение собственной беспомощности или
никчемности.
В отличие от представителей западной культуры древнекитайские мыслители
отнюдь не считали игру пустячным или легкомысленным занятием. От поведения,
которое мы называем "серьезным", игра отличается не содержанием и даже не
способом действия. Отличие заключается главным образом в нашем отношении к
действию.
Вспомните Тома Сойера, которого тетка заставила красить забор. Другие дети
насмехались над ним до тех пор, пока считали покраску забора "серьезным делом"
- работой, но как только Том убедил их, что это увлекательная игра, дети отдали
ему свои "сокровища" за возможность несколько минут заниматься покраской забора.
Осознав, насколько иллюзорны и субъективны наши представления о реальности,
вы перестанете удивляться тому, что многие люди считают смертельно серьезным
делом вещи, которые вам могут показаться сущим пустяком.
- А что, если лодка только думает, что она играет с волнами? - спросил
человек, не знающий, что делать со своей жизнью. - Ведь в действительности это
не так.
- Действительность такова, какой ты ее ощущаешь, - ответил даос. -
Существуют волны, и существует лодка - это и есть действительность - ни больше
ни меньше. Все остальное - наше восприятие. Если лодка предпочитает считать
себя беспомощной, волны будут играть с ней. Но ведь и волны тоже могут ощущать
себя по-разному. Одной нравится подбрасывать лодку на своем гребне, другая
волна, погруженная в свои мысли, эту лодку даже не заметит, а третья, возможно,
будет испытывать раздражение оттого, что уродливый посторонний предмет нарушает
гладкость и чистоту ее форм. Эта волна даже может подумать, что лодка намеренно
издевается и насмехается над ней.
Чувствовать себя беспомощным, раздраженным или веселым - твой собственный
выбор. Проблема заключается лишь в том, что пока ты этого не осознаешь.
Человек, не знающий, что делать со своей жизнью, снова надолго задумался.
- Я никогда не рассматривал жизнь с такой точки зрения, - сказал он и
попросился к даосу в ученики.
Начав воспринимать жизнь как игру, вы делаете первый шаг к тому, чтобы
постичь искусство игры. В то же время, делая этот шаг, вы должны понять, в чем
заключается отличие между игрой в древнекитайском понимании и тем, что понимают
под игрой люди, принадлежащие к западной культуре.
В типичных для нашей культуры играх есть победитель и есть проигравший.
Победитель увенчивается лаврами (получает некую моральную или психологическую
компенсацию), проигравший испытывает боль разочарования, которую в некоторых
случаях усиливают насмешки или неодобрение окружающих.
В игре, в ее древнекитайском понимании, скорее важен процесс, чем
результат. В этой игре не обязательно есть победители и проигравшие - выиграть
могут все игроки, также все игроки могут проиграть.
Игры, в которых есть победитель и проигравший называются играми с нулевой
суммой: то, что выигрывает один, проигрывает другой, поэтому сложение итогов в
сумме дает ноль.
В играх с ненулевой суммой суммарный выигрыш не обязательно равен нулю.
Сотрудничая, оба игрока могут выиграть; соперничая, оба могут проиграть.
В жизни игры с нулевой суммой встречаются не так уж и часто. Рассмотрим в
качестве примера семейные разборки, в которых муж и жена яростно борются за
пальму первенства. Несмотря на то, что один из супругов в скандале может взять
верх, итоговый результат оказывается отрицательным, поскольку оба супруга
испытывают состояние психологического неблагополучия и их отношения страдают.
|
|