|
занимает центральное ^ сто. Например, древнеегипетски^ санскритские слова,
которые ш но перевести как "религия", обо чают всего лишь культовые д | ствия и
обязанности, а не веру
Древнеперсидский пророк; астр (ок. 628-ок. 551 до п.a ) яви основателем религии,
которая вв вые заговорила о сознательном в боре человека на пути к иста (Аша).
Древнееврейское слово" имеет главным образом юридои кий смысл; это доверие, с
котор люди заключают договор, или • вет", с Богом. Такой взгляд нахоя|
преломление в исламском и хрис анском понятиях веры. В исло) вера (араб.,
"иман") является ка1 ством истинно верующего; в | время Коран отмечает, что "ни
не получит веры, если не будет на| воли Аллаха" (10:100).
Некоторые ученые подчерки ют влияние зороастризма и иф ма на формирование
западного ч нятия веры. В Первом послание! Коринфянам также утверждает! что
вера
- это дар Божий (I Кор"| фянам, 12,8- 9), а в Послании кЕ реям (11:1)
встречается такая! мулировка: "вера (pistis) есть oc\l ствление ожидаемого и
уверенно^ в невидимом".
Фома Аквинский акцентиров^ внимание на интеллектуалы" компоненте веры. Одной из
ос" ных проблем, обсуждавшихся тестантами, была теологическ| проблема
оправдания
"только! рой". Лютер подчеркивал элеме! доверия, в то время как КальвиЦ верждал,
что вера - безвозмезд дар Божий. Немецкий теолог XBI Ф. Шлейермахер писал о
субъект^ ной природе веры. Теологи наи
ВЕРХНИЕ ВРАТА
олетия во главе с Карлом Бартом зедприняли попытку отойти от ¦ого субъективного
толкования.
Индийские, китайские и японс-ie представления о вере, как пра-ио, глубоко
отличаются от хрис-1анского. "Вера" (палийск,, "сад-са", санскрит., "шраддха"),
о кото-эй говорится в буддийском Зосьмеричном Пути", больше напо-инает доверие,
с которым больной еловек идет на прием к врачу. Ки-айцы считают "син" ("доверие,
ис-ренность") одной из пяти основных обродетелей. В индусской и буд-ийской йоге
прежде всего требует-я вера в гуру, или духовного на-тавника, а затем уже в
Бога. Индус-кие и буддийские понятия предан-юсти (санскрит., "бхакгтш"), любви
l
сострадания (санскрит., "каруна") южно сопоставить скорее с христианским
понятием любви (греч., tgape, лат., caritas), чем с понятием (еры. Однако
религиозные формы буддизма Махаяны и вишнуизме >тчасти напоминают "веру" в
христианском и иудейском понимании.
ВЕРХНИЕ ВРАТА
Тантрическое название семи отверстий в голове человека (рот, нос, !гва глаза,
два уха и "воронка" на макушке). Это "врата", в.которые может входить и
выходить
сознание и жизненная сила. "Верхние врата" ассоциируются с "трансцендентным"
опытом. См. также Брахмы, щель.
ВЕРХОВНОЕ СУЩЕСТВО
Объект государственного культа, введенного французским Конвентом 7 мая 1794г. в
период якобинской диктатуры. Первый пункт декрета, принятого Конвентом, гласил:
"Французский народ признает Верховное Существо и бессмертие души". В культе
Верховного Суще-
ства заповеди были заменены гражданскими обязанностями, а религиозные праздники
- праздниками Республики, Свободы, Патриотизма, Истины, Справедливости и т.д.
Культ продержался чуть больше года, а затем сошел на нет сразу же после
разгрома
якобинского Конвента и казни Робеспьера, который претендовал на роль его
главного жреца.
ВЕСТАЛКИ
В древнем Риме - особые жрицы, чьей обязанностью было сохранение неугасимого
огня в храмах богини Весты. Они также должны были соблюдать обет безбрачия и
целомудрия. Нарушение этих обетов влекло за собой казнь - закапывание в землю
живьем, а если же гас огонь - то весталку бичевали.
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
Наиболее древняя часть Библии, состоящая из 50 книг, 39 из которых входят в
общепризнанный канон иудейской и христианской религий. Ниже приводится перечень
ветхозаветных книг с изложением их основного содержания и наиболее известных
эпизодов. Книги; помеченные звездочкой, включаются не во все издания Библии.
ПЯТИКНИЖИЕ МОИСЕЕВО:
1. БЫТИЕ: История взаимоотношений еврейского народа с Богом от сотворегГия
|
|