|
весьма некрасивая раса "креолов" - один из самых объективных и удачных символов
нравственности, внесенной расой цивилизованною в расы полудиких рабов их,
индусов. Евразии созданы на свете англичанами при помощи голландцев, французов
и
португальцев. Они - венец и бессмертный памятник деятельности благодушных
"отцов" Ост-Индийской Компании. Компанейские "отцы" часто вступали в браки с
туземками, законные как и беззаконные (так как разница между теми и другими в
Индии весьма небольшая: она основана на веровании супругов в степень святости
коровьего хвоста). Но и это последнее звено дружеских отношений между высшею и
низшею расами оборвалось. Теперь, к великой радости индусов, англичане стали
смотреть на супруг и дочерей с отвращением, которое превышается разве только
гадливостью туземцев при виде англичанки более или менее декольте. Две трети
Индии наивно верят в распущенный браминами слух, что "белые" обязаны своим
цветом проказе.
Но не в этом вопрос, а в "престиже". Это чудовище родилось вследствие трагедии
1857 года. Заметая метлой последующих реформ все следы Англо-Индии коммерческой,
официальная Англо-Индия вырыла между собой и туземцами такую бездну, что не
завалить ее и тысячелетиями. Невзирая на грозный призрак британского престижа,
она расширяется ежедневно, пока не поглотит окончательно одну из пород - либо
черную, либо - белую. "Престиж" поэтому есть не более, как рассчитанная мера
сохранения. Вследствие усиленного внимания к престижу и стал появляться в
последние годы голодный мор среди туземцев. В глазах этой "христианской" нации,
это даже не грех. Туземец давно объявлен ею не человеком, а вещью. Он - наскоро
собранная природой комбинация слабо склеенных атомов, прямая эволюция,
беспереходных стадий асцидии в негра, даже без помощи обезьяны. Этот новый
научный взгляд внушается всем туземцам: от запаиваемого до полусмерти
шампанским
и опиумом раджи, до прозрачного от худобы и голода куш и рашта. Первый уже так
хорошо дрессирован "политическими резидентами", что готов, за лишний пушечный
выстрел в следующем ему по праву салюте, продать во имя политического
британского престижа всю Индию, с родными отцом и матерью в придачу. Второй, то
есть райот, способен реализовать эту великолепную Беконсфильдовскую идею в
своих
иссохших от лишений мозгах вполне только при последних минутах жизни: он
синтезирует ее, умирая голодной смертью...
Принося за эту диверсию челобитную, возвращаюсь к положению куимбатурцев в 1818
году. Попав между двух огней: престижа земных владык и суеверного страха пред
владыками преисподней и их мщением, злосчастные Дравиды почувствовали себя
прищемленными между рогами ужасной дилеммы. Не прошло и недели, английские
саабы, оставившие было жителей деревушки в сладкой надежде, что миновала их еще
одна гроза, вернулись в Метопалам у подошвы Нильгири и поразили их как громом
объявлением, что через три дня по прибытии нескольких гарнизонных солдат и
межевщиков отряд намерен предпринять путешествие на священные вершины Голубых
гор.
Услышав страшную для них новость, несколько земиндаров обрекли себя на дхарну,
то есть, голодную смерть у дверей саабов, пока те не взмилуются и не обещают
отказаться от намерения. Деревенские мунсифы, разодрав одежду, что не стоило
больших усилий, обрили головы своим женам и заставили их, в знак общественного
бедствия и общего траура, царапать себе (конечно, жен) в кровь лица. Брамины
читали заклинания и мантры вслух, посылая про себя англичан с их богохульными
затеями в нарак ко всем чертям. Метополам огласился воплями и криками отчаяния
на целые три дня. Ничто не помогло. Как сказано, так и сделано. Снарядив партию
из подобранных между компанейцами смельчаков, новые Колумбы решились было
пуститься в путь и без проводников. Деревня опустела, будто после военного
разгрома: туземцы разбежались в ужасе, и межевщикам, коноводам партии, не
оставалось делать ничего иного, как пойти самим разыскивать путь к водопаду.
Они
заблудились и вернулись. Эксплуататоры однако не смутились. Поймав где-то
спрятавшихся двух поджарых малабарцев, объявили их пленными: "Либо ведите и вот
вам злато; либо отказывайтесь и все-таки пойдете, так как вас потащат силой. А
затем, вместо злата, тюрьма". А в те блаженные дни кротких отцов компанейства
слово "тюрьма" было синонимом, Мадрасском, да и в других президентствах, пытки.
Оно и теперь иногда случается, как это было еще недавно доказано; и в те
времена
жалобы самого младшего из писарей высшей расы было достаточно, чтобы
подвергнуть
туземца пытке. Угроза подействовала. Бедные малабарцы понурили головы и, ни
живые, ни мертвые, повели европейцев к Колакамбе.
Странно, если случилось затем то, что рассказывают: а что было так, в этом нам
порукой официальное донесение двух межевщиков. Не доходя до водопада, на
|
|