|
рными копиями предков.
Портреты (они известны искусствоведам всего мира под названием хеи-тики)
были охранными амулетами владельца и передавались по наследству. Если
последний в роду умирал, хеи-тики хоронили вместе с ним. Иногда за
обладание нефритом у маори возникали междоусобные войны. В наше время
вывоз необработанного нефрита из Новой Зеландии запрещен.
Турки считали нефрит камнем победы и изготовляли из него рукояти и
украшения ножей, мечей, боевых топоров. Позднее из него стали делать
перстни и поясные пряжки. Благоговейное отношение турок к нефриту хорошо
просматривается в легенде, которую приводит Альберт Великий. Когда
Александр Македонский (на Востоке его называли Искандер Двурогий)
возвращался на родину после завершения Индийской кампании, его войска
остановились на берегу Евфрата. Полководец решил искупаться. Скинув одежды
и роскошную перевязь, украшенную нефритовой подвеской, Искандер бросился в
воду. В это время на оставленную одежду вползла змея и перекусила (!)
перевязь. Замечательный камень упал в реку. Разыскать его не удалось. С
той поры военная удача покинула Искандера. Такова легенда. Однако даже
Альберт Великий, суеверный и фанатичный мистик, оставивший после себя
множество невероятных безапелляционных советов и рецептов, даже он
иронически относится к этой романтической басне.
Воистину пышным цветом расцвели любовь к нефриту и суеверия,
связанные с ним, на Востоке. Монголы, тибетцы, китайцы с древнейших времен
и по сих пор относятся к нефриту с трогательной благоговейностью,
поразительным трепетом и нежностью.
Отношение к нефриту является как бы образом жизни народа, его
философией, мерилом материальной и духовной культуры, частью быта,
медицины - самой жизнью.
Вот охранный талисман для детей, представляющий собой искусно
вырезанный из нефрита висячий замок. Укрепленный на шее ребенка, он словно
соединял дитя с жизнью и прекращал доступ всяческим несчастьям.
Ценность нефрита в Китае была столь высока, что нефритовые бляшки
приравнивались к деньгам и имели хождение наравне с чеканной монетой.
Нефритовые гири были эталоном для взвешивания золота. Нитка с нефритовыми
бусинами в некоторых районах Китая и Тибета (особенно в районах
ламаистских монастырей) до сих пор является признаком высокого авторитета,
власти и богатства владельца.
Вера китайцев в чудодейственные свойства этого зеленого камня
поразительна. Отправляясь на какое-нибудь сложное и ответственное дело,
китаец постоянно перебирает в руках нефритовую гальку, твердо веря, что
магическая сила камня передается владельцу, укрепляя его, и способствует
благополучному завершению предприятия. Поэты считали, что звук удара по
нефритовой гальке своей мелодичностью напоминал голос любимой, и поэтому
со свойственной Востоку цветистостью, называли нефрит сгустком любви .
Способность нефрита издавать приятные звуки при ударе была
использована при создании громадного числа литофонов (каменных музыкальных
инструментов). Из пластин различной длины изготовляли нечто вроде
камертонов, количеством от 12 до 24 штук, создававших определенный
мелодический ряд. Тон звука зависел от толщины пластины. Такие литофоны
использовали при отправлении ритуальных и религиозных обрядов.
Древнекитайский философ и педагог Конфуций был большим знатоком и
любителем игры на музыкальных камнях. Он же наделял нефрит такими
человеческими качествами, как ум, верность, правдивость, постоянство.
Иногда для определения наивысших свойств мы пользуемся словом золото
- золотой человек. Китайцы употребляют в этих случаях слово нефрит -
нефритовая красота, благоухающий нефрит - это о прекрасной женщине.
Нефритовые украшения были символами высокого положения вельмож при дворе
китайского императора. Нефритовые пластины вручали послам в качестве
верительных грамот. Из нефрита были сделаны молитвенные диски китайских и
тибетских владык. Наконец, награды за спортивные достижения: третье место
-украшение из слоновой кости, второе - из золота, первое - из нефрита.
Чего только не делали китайцы из своего любимого камня - ритуальные
предметы, объемные изображения богов, императоров, бытовые и религиозные
сосуды, курильницы, шкатулки, украшения, шары, расположенные один в
другом, фигурки животных, пуговицы и многое другое.
Некий юноша в погоне за бабочкой случайно забежал в сад мандарина.
Происшествие закончилось не наказанием беспечного юноши, а его женитьбой
на дочери вельможи. С той поры бабочка стала в Китае символом счастливой
любви - гласит древняя китайская легенда. До наших времен сохранился
обычай дарить невестам бабочку, вырезанную из нефрита. Ибо нефрит для
китайцев - камень вечности, камень вечной любви .
В некоторых музеях Китая можно увидеть и вовсе удивительные изделия
из нефрита. Это - подушки! Вопреки распространенному мнению, что хороший
сон может обеспечить лишь мягкая подушка, китайцы считают наоборот. Чтобы
лень и нега не поощряли лежебок задерживаться в постели, китайцы
предпочитали твердые подушки. Изготовляли их в основном из самшита,
пальмового дерева, фарфора. Но самой шикарной считалась подушка,
вырезанная из нефрита. Чаще всего ее вырезали в виде лежащего тигра, с
удобной выемкой для головы. Стоимость такого изделия невероятно высока:
оно было по карману лишь членам императорской фамилии или уж очень богатым
людям.
В Китае в Белом монастыре, основном центре даосской религии, хранится
высеченная из цельного куска нефри
|
|