|
откровение Божества в человеческой природе; Божественное
проявление в человеческом образе; слово Аватар означает
нисхождение; это - сошествие вниз Божественного ниже черты,
отделяющей божественный мир от человеческого мира или состояния.
Авеста - священные книги некоторых древних народов Средней Азии,
Азербайджана и Ирана; ранние части Авесты приписываются пре-
данием пророку Заратустре (Зороастру).
Адеша - голос, побуждение, указание.
Аджняна - неведение, незнание.
Адхара (Адхар) - то, в чем сейчас содержится сознание, ум - жизнь -
тело; дословно "сосуд, опора, транспортное средство"
Адхарма - все, что противоречит Дхарме (см.)
Акарта - бездействующий.
Акартавья - то, что делать не должно.
Амрита - бессмертие; нектар бессмертия, амброзия, пища или питье
богов; бессмертное блаженство божественного экстаза.
Ананда - восторг, наслаждение, блаженство, духовный экстаз; сущност-
ный принцип блаженства; самоблаженство, являющееся самой
природой трансцендентного и бесконечного существования.
Анима - "тонкость", одна из восьми йогических способностей (Сиддхи,
см.) - способность изменять тело, произвольно уменьшая его
физическую массу и плотность.
Аниша - не господин, подчиненный.
Анна - пища; грубая зримая материя; по своему происхождению
означает просто субстанцию или существо.
Анрита - ложь; неистинное или ошибочное применение Сатьи (см.) в
ментальной или телесной деятельности.
Антахкарана - внутренний инструмент; ум; ум и виталическое в
противоположность телу.
Анума (н) та - дающий санкцию.
Апана - одна из пяти Пран (см.); сосредоточена в нижней части туло-
вища, осуществляет руководство низшими функциями, в особенности,
выделительными - выделяющими те части пищи, которые должны быть
удалены из тела, и те вещества, что порождаются телом; тесно связана
с разложением и смертью; дыхание смерти, поскольку отдает из тела
витальную силу.
Артха - интерес (один из четырех человеческих интересов); материаль-
ные, экономические и другие цели и нужды ума и тела; предмет, вещь;
значение, смысл (слова).
Асакти - привязанность.
Асана - фиксированная поза, жестко заданное положение тела в Хатха-
Йоге; положение и фиксированная поза (в которой должны сидеть Риши
(см.) до тех пор, пока они не получат Сиддхи (см.).
Асиддха - несовершенный.
Асур (а) - божество; в Ведах (см.) и Авесте (см.) не только божество, но
и его проявления; в нескольких гимнах упоминается как Титан тьмы;
сильный, могущественный Титан, враждебное существо
ментализированного витала.
Атмаджняна - знание Сущности.
Атман - Сущность; Дух; изначальная сущностная природа нашего
существования; Верховная сущность (по отношению к индивидууму),
являющаяся нашей собственной истинной и наивысшей сущностью.
Аханкар (а) - чувство эго; эгоизм; особое эгоистическое чувство,
которое дает каждому существу возможность постичь себя как
независимую личность; Саттвическая Аханкара - эгоизм, выраженный в
чувстве добродетели и правильности, Раджасическая Аханкара -
динамический эгоизм; Тамасическая Аханкара - эгоизм, выраженный в
невежестве и инертности.
Ашуддха - нечистый. Ашуддхи - нечистота
Б
Брахман - священное или вдохновленное слово, выражающее сердце
или душу; Сердце, Ведическое слово или Мантра (см) в самом
глубочайшем своем аспекте как выражение интуиции, проистекающей
из глубины души или существа; Душа, возникающая из подсознания
Человека и достигающая сверхсознательного, а также Творящая Сила,
хлынувшая из души, в Веданте Реальность Вечность, Абсолют, Дух,
Высшее Бытие, Единый, вне которого ничто не существует, по
отношению к вселенной Высший есть Брахман, единственная
Реальность, которая является не только духовной, материальной и
сознательной субстанцией всех идей и сил, и форм вселенной, но и их
источником, опорой и владельцем, космический и супракосмический
Дух.
Буддхи - разум; интеллект, воля ума, понимание; мыслящий ум;
распознающий принцип ума и воли одновременно.
Бхава - состояние существа, становление, субъективное состояние,
одно из вторичных субъективных становлении Природы (состояния ума,
болезни желаний, побуждения страстей, реакции чувств, ограниченная
и двойственная игры разума, склонности чувств и моральных
ощущений); эмоциональная природа; общее ощущение.
Бхакта - любящий и преданный Божественному
|
|