|
тремя гунами - сила подсознательного Тамаса, Инерции, которая есть
закон Материи; сила подсознательного желания Кинесис, Раджас,
которая есть закон Жизни; сила саттвической Пракаши, которая есть за-
кон Ума.
Подсознание есть невыраженное, нерасчлененное, невнятное соз-
нание, которое работает ниже всех сознаваемых физических деятельно-
стей. Оно удерживает следы ото всего нашего прошлого опыта не как
восприятие, реакцию, воспоминание, мысль, не как текучую субстанцию
этого, а как впечатление, одновременно неясное и упорное.
В нашей Йоге мы подразумеваем под подсознанием ту
совершенно затопленную часть нашего существа, в которой нет
пробуждающегося осознания и связной мысли, воли и чувствования, или
организованной реакции, но которая все же получает неясные
впечатления обо всем и собирает их в себе, и оттуда все стимулы, все
виды настоятельных привычных движений, незрело повторяющиеся или
измененные в странные формы, могут подняться во сне или прорваться
в бодрствующую натуру. Но это подсознание должно быть точно
отделено от засознательных мыслей нашего существа, таких, как
внутреннее или тонкое физическое сознание, внутреннее виталическое
или внутреннее умственное.
Засознание - сублимальное сознание - вмещает за наружным
умом внутренний ум, более глубокий, обширный и эффективный, за
поверхностным виталическим - внутреннее виталическое, более
вместительное и сильное, за внешним физическим существом - тонкое
физическое сознание, более открытое, пластичное и свободное. Выше
нормального уровня засознание открывает себя в области
сверхсознания, также оно открывается вниз в области подсознания.
Сверхсознание содержит определенные области ума, которые
обычный человек не осознает нормально, источники более высокой
интуиции и вдохновений, затем Сверх-разум и финально то, что над и за
этим - планы Сат-Чит-Ананды.
Сознание имеет в себе силу
отделяться от работы своих
инструментов
Сознание по своей натуре не отделено от умственной и другой
деятельности. Но оно может быть отделено, оно может быть развито. В
человеческом существе сознание, как правило, всегда завернуто, но оно
развило силу отделения себя - вещь, которая низшим формам
недоступна. Поскольку сознание развивается, эта сила отделения также
развивается.
Конечно, ум и внутреннее существо суть - сознание. Для людей, которые
не проникли глубоко в себя, ум, сознание - синонимы;
только когда человек начинает более сознавать себя путем роста созна-
ния, тогда можно видеть различные степени, виды, силы сознания:
умственного, виталического, физического, душевного, спиритуального.
Ум есть видоизмененное сознание, которое выдвигает вперед
умственную энергию. Но как Всевышнее может стоять сзади от своей
энергии и наблюдать ее в работе - это может быть свидетель Пуруша,
наблюдающий работу Пракрити - так и ум может делать это. Человек
может стоять сзади в своем уме-сознании и наблюдать умственную
энергию, делающую, думающую, планирующую. Все самонаблюдения
основаны на факте, что человек может разделить себя в сознании на то,
что наблюдает, и энергию, что действует. Это совершенно элементарная
вещь, вероятно, известная каждому. Любой, кто наблюдает собственные
мысли, чувства, действия, уже начал делать это. В Йоге мы делаем это
разделение полным.
Человек - двойная конструкция.
Внешнее и внутреннее существо
Две зоны сознания делают человека как бы двойной конструкцией.
Часть нашей натуры, которую мы нормально осознаем, есть наша
внешняя персональность - состоящая из тела, поверхностного
виталического и поверхностного наружного умственного. Внутреннее
скрытое сознание, которое влияет на вас и руководит вами без вашего
знания этого, иногда рассматривают как наше внутреннее или истинное
существо.
Внутренние части во всех остаются грубыми или возвышаются со-
гласно тому, куда они обращены - к внешним силам Неведения или к
высшим силам сверху и ко внутреннему побуждению души. Все силы
могут играть там, во внутренних частях. Только внешнее существо
закреплено в определенном характере, определенных тенденциях,
определенном направлении.
Истинное внутреннее существо - истинное умственное, истинное -
виталическое, истинное физическое - исполняют каждое свою роль на
своем плане и отвечают центральному существу - Дживатме, но в
целом натура, и особенно внешняя натура, не служат ему - ни обычная
умственная, ни виталическая, ни физическая персональности
Что такое двойная сущность или двойная натура? Есть ли это
нацеленность на высокое и низкое одновременно?
Все люди имеют двойную натуру, за исключением тех, кто рожден
асурами, и далее они имеют душевное существо, спрятанное где-то в
|
|