|
Шанкары?
Но я не настаиваю на том, чтобы каждый прошел через мое
переживание и следовал Правде, являющейся его последствием. У
меня нет возражений против того, что кто-либо примет Майяваду, как
свою душевную правду, или как выход из космических затруднений. Я
возражаю только против того, что кто-то пытается затолкнуть Майяваду
мне в глотку или в глотку мира, как единственно возможное,
удовлетворительное и всепостигающее объяснение вещей, в то время
как она вовсе этим не является. Существует много других возможных
объяснений. Это же вовсе не удовлетворяет, поскольку в конце оно
ничего не объясняет. Оно и должно быть, если оно не отклоняется от
собственной логики, все исключающим, а не все понимающим. Но это не
имеет значения. Теория может быть ошибочной или, по крайней мере,
односторонней и несовершенной, и все же чрезвычайно практической и
полезной. Это было щедро показано историей науки. Действительно,
теория, научная или философская, есть только поддержка для ума,
практическая схема, чтобы помочь ему управиться со своими объектами.
Это - посох, чтобы поддержать его, сделать его шаг более уверенным и
пройти через это трудное путешествие. Именно исключительность и
односторонность Майявады. сделала ее прочным посохом или полным
силы стимулом для спиритуальных усилий, которые являются
односторонними, крайними и исключительно замкнутыми в своем кругу.
Она поддерживает усилие ума вырваться из самого себя и из жизни
путем короткого прорезания в Сверх-сознание. Или даже, это Пуруша в
Уме, что хочет уйти из ограничений Ума и Жизни в сверх-сознающую
Безграничность.
Теоретически, путь в это для ума заключается в том, чтобы
отрицать все свои восприятия и все занятия виталического и видеть и
рассматривать их как иллюзии. Практически, когда ум отступает от себя,
он легко входит в не имеющий связей мир, в котором ничто не имеет
значения, поскольку в его абсолютности нет умственных и виталических
ценностей, и от которого ум может легко, быстро двигаться к этому
великому короткому прорезанию в Сверх-сознание, к безумному трансу,
сушупти. В пропорции к основательности этого движения все
восприятия, что он имел однажды, становятся нереальными для него -
майей. Это - на его пути к поглощению.
Майявада поэтому со своим единственным ударением, или нирва-
ной, совершенно в стороне от своих дефектов. Как умственная теория
явлений, она служит великим спиритуальным целям, и, как путь, может
вести очень высоко и далеко. Если бы ум был последним словом и за
ним ничего не было бы, кроме чистого Духа, я был бы не прочь принять
ее в качестве единственного пути наружу. Ум с его восприятиями и
виталическое с его желаниями сделали из жизни в этом мире очень
большую путаницу, и если бы не было ничего лучшего на что надеяться,
кратчайшее прохождение к выходу было бы наилучшим. Но мое
переживание состоит в том, что есть нечто выше ума. Ум не есть здесь
последнее слово Духа. Ум есть сознание-Неведение, и его восприятия
не могут быть ничем, кроме как ложью, смесью или несовершенством.
Даже когда они подлинные, они - частичное отражение Правды, а не
самое тело Истины. Но есть сознание-Правда, не только статическое и
само-интроспективное, но и динамическое и творческое, и я
предпочитаю добираться до него и узнать, что оно говорит об этих ве-
щах, чем сделать короткое прорезание наружу, предложенное как свой
собственный конец самим же Незнанием.
Все же я не имел бы возражений против вашего тяготения к нирва-
не, долженствующей быть не просто расположением ума и
виталического, но указанием подлинного пути ума и душевного подхода.
Но мне кажется, что только виталическое, оттянутое от своих
собственных разочарованных желаний в чрезвычайном
неудовлетворении, а не душа, прыгает радостно на свой подлинный
путь. Это вайрагуа само по себе есть виталическое движение,
виталическое вайрагуа есть обратная сторона виталического желания,
хотя и ум, конечно, там для того, чтобы дать доводы и поддакнуть. Даже
это вайрагуа, если оно уперто в одну точку и исключительно, может вес-
ти или указать путь к нирване. Но у вас много сторон в персональности,
или, скорее, много персональностей в вас. Именно несогласованность их
движений, каждое в свою сторону, как это случается, когда они
выражены через внешний ум, сильно препятствует, стоит на пути вашей
садханы.
В вас есть виталическая персональность, которая была обращена
к успеху и удовольствиям и получала их, и хотела продолжать это, но не
могла заставить остальную часть существа следовать за собой. Эта
виталическая персональность, захотевшая удовольствий более
глубокого вида, и предложила другим, что она могла бы очень просто
оставить эти неудовлетворенные желания, если она получит эквивалент
в более высокой радости. Есть психо-виталическая персональность,
вайшнава внутри нас, и она захотела Всевышнего Кришны, Бхакти и
Ананды. Есть персональность, которая поэт и музыкант, ищущая красоты
через эти понятия. Есть умственно-виталическая персональность,
которая, когда видит виталическое, стоящее на его пути, настаивает на
|
|