|
гг., число жертв составило менее 1000 человек. Нет сомнения, что это
максимально
приближенные к истине данные, вытекающие из сохранившихся отчетов.
Агнес Уотерхаус, повешенная в Челмсфорде в 1566г., была, очевидно, первым
человеком, казненным за колдовство в Англии в Новое время. Элизабет Хоус была
обвинена в 1564г. в околдовывании, приведшем к смерти, и, очевидно, была
повешена выездной сессией в Эссексе, несмотря на то, что заявила суду о своей
беременности. В 1565г. по аналогичному, видимо, обвинению
."§§11
_____________
Детальное описание оргий на шабаше, которое стало основой показаний
обвиняемых во всех французских процессах, не встречается в английских
судебных
отчетах. В Англии шабаш состоял в тайном поедании соучастниками баранины в
Малкольм-Та-уэр [см. Ланкаширские ведьмы]. Единственный мальчик,
рассказавший в суде о шабаше континентального типа, на поверку оказался подучен
католическим священником. Благодаря Реформации в английских отчетах
отсутствуют печальные истории одержимых дьяволом монахинь, которые,
побуждаемые неутоленной страстью, часто обвиняли священников в аморальном
поведении. Секс благоразумно молчал в веселой Англии - если не считать
традиционных (и явно вымышленных) показаний восьмидесятилетних старух о
половых сношениях с Дьяволом. "О шабашах, священнослужителях дьявола и
сатанинских оргиях в Англии не может быть и речи", - писал Кеттридж. Английские
процессы имели свои специфические черты. Английские ведьмы и колдуны, как и все
англичане, любили своих животных, и все суды были переполнены мелкими
домашними
животными - любимцами своих хозяев; этих животных суд считал бесенятами,
домашними духами или дьяволами. Искусство прокалывания или обнаружения
клейма
дьявола, практиковавшееся также и на континенте, было прерогативой английских
судов, редко обходившихся без этого испытания. Дети, при виде ведьм бившиеся
в припадках и приходившие в себя, когда им удавалось расцарапать обвиняемого до
крови, заставлявшие ведьму читать заклинания, подтверждающие ее виновность -
тоже часть английского колдовства.
Относительная простота признаний обвиняемых в английских процессах, свободных
от
всевозможной сатанинской чепухи, была обусловлена отсутствием в Англии
централизованного, высокоорганизованного корпуса обвинителей, подобного
инквизиции, подгонявшей все показания под единый шаблон, вымышленный
демонологами. Кроме того, непрерывная деятельность англиканской церкви,
природный скептицизм и относительная кратковременность господства непримиримых
кальвинистов уберегли Англию от формирования альтернативных протестантских
церквей.
Доводы за и против веры в колдовство открыто обсуждались в Англии на протяже-
Англия, колдовство в
2 3а
нии почти 150 лет (с 1584г.) не только богословами и судьями, но и
широкой общественностью. Писатели имели разные точки зрения на этот предмет.
Нигде на континенте не было такого длительного обмена мнениями. Англия не могла
избежать заблуждений, охвативших всю западную Европу, - количество веровавших в
колдовство поражает, - но она была избавлена от наиболее мерзких особенностей
французских и немецких судебных процессов. Даже во время сильнейших
массовых истерий некоторые порядочные люди выступали против если не всей
теории колдовства, то хотя бы нарушений процесса судопроизводства. Выступления
против охоты на ведьм в те годы, когда она была своего рода патриотическим
спортом - еще одна особенность Англии в истории колдовства.
Краткая история колдовства в Англии содержится в 60 статьях этой "Энциклопедии"
и распределяется следующим образом: Материалы дискуссий и тексты указов против
колдовства см. в статьях: Генрих VIII: закон 1542г.; Эдуард VI: закон 1547г.;
Елизавета: закон 15бЗг.; Яков I; закон 1604г.; Георг II• закон 1736г.
Справки о важнейших судах: Челмсфорд -ские ведьмы (1566), Сент-Осайтские
ведьмы (1582), Уорбойские ведьмы (1593), Ланкаширские ведьмы (1612), Фавершем-
ские ведьмы (1645); о процессах в Сент-Эдмундсбери и Челмсфордских
процессах (1645) см. Хопкинс, Метью; Сент-Эдмунд-сберийские ведьмы (1662). См.
также Фла-уэр, Маргарита и Филиппа (1618); Осборн, Руфь (1751); Бэтман, Мэри
(1809); Кайте-лер, Алиса (1324); Кобхем, Элеонора, герцогиня Глостерширская
(1441).
Самые известные мошенники: Бартон-ский мальчик (1597); Билсонский мальчик
(1620); Гюнтер, Анна (1604); Лестер-ский мальчик (1620); Обманщик из Пен-дла
|
|