|
Примерно в это время юный родственник князь-епископа был обезглавлен за
колдовство. Мальчик был единственным наследником князь-епископа, и, останься он
в живых, он унаследовал бы значительное состояние. Случай описан неким
советником-иезуитом, который, очевидно, является одним из виновников
случившегося. Эрнест фон Эренберг был примерным студентом с великолепным
будущим, но, как уже говорилось, неожиданно оставил научные занятия, увлекся
женщиной старше себя, начал пить и предаваться разгулу. Иезуиты изощренно
допросили его и решили, что он был замешан во всех видах порока, включая частые
посещения шабаша. Эрнеста обвинили, без его ведома осудили и приговорили.
Однажды утром юношу разбудили и сказали, что сейчас он перейдет к лучшей жизни.
Ни о чем не подозревая, он оказался в замке, в драпированной черным камере
пыток. При виде всех ее ужасов Эрнест потерял сознание. Некоторые из судей были
так тронуты, что просили князь-епископа смилостивиться над юношей, но Филипп
Адольф подтвердил приказ о казни. Эрнест сопротивлялся палачу, и тот в схватке
разрубил ему голову. Иезуит, описывавший происходящее, продолжает: «Он упал на
землю без всяких признаков печали или проявлении сожаления. Utinam поп etiam in
eternum rogum cecidisset. Да не допустит Господь, чтобы он попал в
преисподнюю!»
После этой казни князь-епископ, возможно, внутренне переменился, поскольку ввел
поминальные службы по жертвам колдовских процессов, и истерия пошла на убыль.
Приближение к городу шведской протестантской армии также (по крайней мере, на
время) приостановило казни. Их главным виновником, вне зависимости от роли
советников-иезуитов и степени личного раскаяния в содеянном, несомненно,
является князь-епископ. Некоторые авторы (наподобие Дифенбаха) пытались обелить
его, называя «человеком не жестоким» и обвиняли «мирских советников,
вынуждавших его принимать решения, которые позорили его имя и положение».
Лейтцшуэ также характеризует его «как благородного и набожного». Однако, как и
Жюль Байсак, никто не сочтет подобные критерии подходящими для оценки человека,
позволявшего сжигать детей 9 и 10 лет.
Гадание
История колдовства начинается и заканчивается чародейством. Самые ранние
гражданские законы наказывали гадателей за попытку обнаружить спрятанные
сокровища, а наиболее поздние — за мошенничество. Г. считалось обычным
преступлением, связанным с обманом, а вовсе не с применением дьявольских
средств. Следовательно, когда прорицатели попадали под суд, они редко
удостаивались тяжелых наказаний.
Советующийся с ведьмой. Дьявол надевает на него шутовской колпак. Из коллекции
Дьюса. Б. Б.
В 1647г. в Англии Уильям Байг был обвинен в использовании «магического»
кристалла для обнаружения украденного, и его приговорили к появлению в
общественном месте с повязкой «Я — гадатель» («Ессе sortilegus») на лбу. В
1546г. сын графа Уэстморленда находился под следствием за соучастие в
магических действиях и за использование кольца для поиска спрятанных сокровищ/
В 1560г. два священника и несколько высокопоставленных людей были осуждены за
вызывание духов с помощью трех магических кругов, с целью найти предполагаемый
сундук с золотом, и только один из них был отлучен от церкви.
Гадание на металлах. Из «De Re Metallica» (1556) Агриколы. "Среди шахтеров
бытует мнение, что рогатка может существенно помочь в нахождении жил, хотя
многие считают это сомнительным".
В 1598г. Роберт Браунинг из Олдема в Суссексе был помещен в тюрьму за обман
«подданных короля» и «внушение им мысли, будто с помощью заклинаний и вызывания
злых духов они смогут разыскать украденное и найти серебряные и золотые клады».
Христианский церковный закон довольно рано стал считать все попытки найти
спрятанные сокровища или предсказать будущее еретическим колдовством,
унаследованным от язычников древней Греции и Рима. «Гадание,— писал Перкинс
(1608), — это часть колдовства, посредством которой человек с помощью дьявола
обнаруживает неизвестное в прошлом, настоящем или будущем».
Гадание может быть осуществлено как с помощью приспособлений, так и без них.
Маги, разрывающие козла. Из немецкого издания «De Remediis Utriusque Fortunae».
Из коллекции Дусе Б.Б.
Истинные средства, например, предметы или явления природы, такие как полет птиц,
исследование внутренностей, астрология, сны или бросание жребия (или костей)
являются «созданиями Господа». Ложные или фальшивые средства, такие как
некромантия или «черное искусство», происходят от дьявола, который появляется
перед ведьмами в образе мертвого тела». Классическим образцом некромантии была
аэндорская волшебница, «чей пример прямо свидетельствует, что есть виды гадания,
благодаря которым колдуны и чародеи обнаруживают странные вещи с помощью
дьявола, появляющегося перед ними в виде тени умершего». Наиболее
безнравственный вид гадания, в соответствии с Перкин-сом, тот, который
совершается без всяких средств, «сам по себе и благодаря незамедлительной
помощи домашних духов. Он определен и недвусмысленно запрещен в книге Левит (19,
31) и практикуется двумя путями: внутренне, когда дух находится внутри колдуна,
или наружно, когда он только вдохновляет его». Но в любом случае такое гадание
является доказательством договора гадателя с дьяволом.
Как только «белых ведьм» стали признавать виновными наравне с «черными», так и
магов стали осуждать за некромантию. Маг, заявляющий, что «имеет дело только с
добрыми духами, —- утверждал Генри Холли-уэлл (1681), — обманут иллюзиями,
которые создает дьявол или злой дух».,И, если они не понимают злой сущности
|
|