|
тязании на колесницах. Чтобы победить Эномая и зав-
ладеть Гипподамией, Пелопс прибегнул к хитрости: под-
говорил возничего Эномая Миртила заменить металли-
ческую чеку на восковую в колесе царской колесницы,
пообещав ему полцарства и первую ночь с Гипподамией.
Когда Пелоп победил Эномая (царь разбился насмерть),
он сбросил Миртила в море и тем самым навлек на себя
и свой род проклятие богов (см. генеалогию рода Пело-
па). Чтобы снять с себя это проклятие, Пелоп совершил
путешествие на край земли к водам ОКЕАНА, а затем,
уже став царем Элиды и заслужив уважение ее граждан
за свое справедливое правление, воздал Миртилу герой-
ские почести. (По словам Павсания, он видел гробницу
Миртила рядом со святилищем Пелопа в Элиде.) Сос-
тязание Пелопса с Энеем изображено на восточном
фронтоне храма Зевса в Олимпии - согласно преда-
нию, именно в этом городе происходило памятное состя-
зание, вслед за которым бега на колесницах стали про-
водить и во время Олимпийских игр. Изображение
Пелопа находят также на этрусских саркофагах. Копье
Пелопа, сработанное Гефестом и подаренное ему Зев-
сом, которое служило также царским скипетром, впо-
следствии перешло к Атрею, а от него - к Агамемнону.
С этим копьем Агамемнон появляется на собрании гре-
ческих воинов во второй песне <Илиады>. Проклятие
рода Пелопа возобновило свое действие при Атрее и
окончательно сбылось только когда Аполлон дал очище-
ние Оресту.
\ПЕНЕЛОПА
Гомеровская Пенелопа - это верная жена Одиссея и
мать Телемаха, обычно характеризуемая как <верная> и
<благоразумная>. Пенелопа двадцать лет ждала Одиссея
в Итаке, под разными предлогами отказывая многочис-
ленным женихам,- так она несколько лет ткала обрядо-
вый погребальный саван для своего тестя Лаэрта. То,
что Пенелопа успевала соткать за день, ночью она рас-
пускала и так продолжалось до тех пор, пока Пенелопу
не выдала служанка. Тогда по внушению Афины Пене-
лопа объявила женихам, что выйдет замуж за того, кто
сможет натянуть огромный лук Одиссея и выстрелить из
него так, чтобы стрела пролетела сквозь двенадцать
колец. В это время появляется Одиссей, переодетый
нищим, и входит в свой дом неузнанным. Только ему и
удается выполнить условие Пенелопы, причем Одиссей
не просто демонстрирует свою силу Пенелопе, но
заодно и убивает всех ее женихов. Далее следует сенти-
ментальная сцена узнавания, и Одиссей с Пенелопой
после долгих лет разлуки вновь оказываются вместе.
Вне гомеровского эпоса Пенелопа обычно символизи-
рует верность, впрочем, исключением является пелопон-
несский культ Пенелопы, где она представлена, напро-
тив, неверной женой (Ср. ЕЛЕНА). Павсаний передает
легенду, согласно которой Пенелопа была дочерью
спартанского царя Икария и тогда, если принять во вни-
мание, что Икарий считался братом Тиндарея, то Пене-
лопа, возможно,- двоюродная сестра Елены и Диоску-
ров. Пенелопу особенно почитали на востоке Аркадии,
где, по преданию, она умерла, превратившись в утку.
Геродот передает также легенду, согласно которой
Пенелопа была матерью аркадского бога Пана - впро-
чем, возможно, что в Аркадии просто существовал
культ одноименной нимфы.
Сюжеты мифа воплотились в живописных произве-
дениях Вазари, Йорданса, Лемуана, Блумарта. Поль-
зуются известностью оперы Скарлатти и Чимарозы.
\ПЕНФЕЙ
Царь Фив, внук Кадма, главный герой трагедии
Еврипида <Вакханки>. Переодетый Дионис подговари-
вает Пенфея, пытающегося искоренить в своем городе
культ Диониса, пробраться в женском платье на оргию,
устроенную в его честь. В результате Пенфей оказы-
вается растерзанным находящимися в состоянии вакхи-
ческого экстаза (<фурора>) фиванками во главе с его
собственной матерью Агавой. Агава вбежала во дворец
с окровавленной головой Пенфея в руках и только речь
старого Кадма привела ее в чувство. Образ Пенфея -
один из самых сложных у Еврипида, и было бы ошибкой
|
|