|
После войны Ганнибал возглавил управление Кар-
фагеном, но под давлением Рима был вынужден бежать
к сирийскому царю Антиоху III и стал его военным
советником. После поражения Аитиоха III в войне с
Римом римляне потребовали выдачи Ганнибала. Он
укрылся в Армении, затем в Вифинии. Узнав о том, что
царь Вифинии Прусий собирается выдать его, Ганнибал
принял яд.
Ганнибал всегда считался одним из величайших
полководцев, гением стратегии и тактики. Его образ
вдохновлял Пуссена и Тернера. Сохранились свиде-
тельства Ювенала о том, что подвиги Ганнибала
служили предметом для исследования и обсуждения
в школе риторики, а выражение <Ганнибал у ворот>
приобрело значение шутливого клича в минуты опас-
ности.
\ГАНИМЕД
Троянский принц, упоминаемый у Гомера как сын
царя Троса, похищенный Зевсом на Олимп, где стал
виночерпием; по другой версии, его обменяли на не-
сколько великолепных лошадей, или, в пост-гомеров-
ском эпосе - на золотую виноградную лозу. На красно-
фигурном кратере конца 5 в. до н.э. с одной стороны
изображен бородатый Зевс со скипетром, а на
другой - прекрасный Ганимед, держащий обруч и
петуха - излюбленный подарок мальчикам-любовникам
от мужчин. В поздней, более популярной версии легенды
он был похищен орлом, посланным Зевсом, или Зевсом
в образе орла, возжелавшим красивейшего из смертных.
Таким образом Ганимед представлен на красивой рас-
писанной терракоте 5 в. в Олимпии, и в римских
копиях греческих статуй. Аристофан пародирует этот
миф в своем <Мире>, где герой уносится на небо на
спине большого навозного жука. Платон использует
его в <Федре>, упоминая чувства Сократа к своим уче-
никам.
На всем протяжении средних веков Ганимед симво-
лизирует гомосексуализм, и <про> и <контра> двух
типов любви обсуждается в легкомысленной латинской
поэме <Спор между Еленой и Ганимедом>. Только алле-
гористы-неоплатоники Возрождения прочитали в мифе
нечто более духовное и нашли в нем символ восхожде-
ния души к абсолюту, и даже нашлись теологи, сравнив-
шие с Ганимедом возносящегося Христа. Аналогично
Ганимед Гете возносится в эфирные объятия вселюбя-
щего Отца. Но для художников он остается во плоти:
так Челлини добавляет к античному торсу голову и
конечности орла. Корреджо и Рубене столь же чув-
ственно интерпретировали миф. Только Рембрандт с
характерной гуманностью написал его в когтях орла как
испуганного сопротивляющегося ребенка.
\ГАРПИИ (греч. <Хищницы>)
В древнейших легендах гарпии - это духи, привиде-
ния. У Гомера они появляются лишь для препровожде-
ния душ умерших в мир иной. В более поздних легендах
гарпии предстают в виде крылатых чудовищ, похитите-
лей людей или людской пищи. В своей поэме Аполлоний
Родосский описывает, как аргонавты спасли Финея от
нападения гарпий, полудев-полуптиц, которые пожи-
рали всю его пищу и распространяли по дому страшные
зловония. В благодарность Финей открыл им, какие
испытания ждут их впереди и посоветовал, как вернее
избежать их. В кн. 3 <Энеиды> Вергилий описывает гар-
пий, как гнусных чудовищ, проклятых богами. Гарпии
предстают птицами с женскими лицами, со страшными
крючковатыми пальцами на лапах и с вечно бледными
от голода щеками. Таков образ гарпий в античном
искусстве. Вновь мы встречаем их в <Божественной
комедии>. В 13 Песне Данте и Вергилий встречают гово-
рящие растения. Это души самоубийц, казненных в
седьмом круге Ада. Гарпии сильными клювами про-
бивают в растениях отверстия, через которые изли-
ваются наружу стоны томящихся душ. Гарпии у
Данте - это жирные птицы.
<...с широкими крылами, ликом девьим,
|
|