|
мого Сервиева), согласно ему, римские граждане были
разделены в соответствии с имущественным цензом.
\СЕРТОРИЙ Квинт (ок. 122- 72 до н. э.)
Популярный римский политик и полководец, оппо-
нент диктатора Суллы и идеалист в душе. Плутарх при-
водит жизнеописание Сертория, чтобы на его примере
продемонстрировать такие традиционно восхваляемые
римлянами добродетели как смелость, способность к
лидерству и великодушие к подчиненным. Когда Серто-
рий был управляющим в Испании, лузитане обратились
к нему с просьбой сформировать собственное независи-
мое от Рима правительство и Серторий действительно
сформировал из живших в Испании римлян - последо-
вателей МАРИЯ и ЦИННЫ - независимый сенат, а
также построил школы для обучения в них испанцев,
которые верили в божественную миссию Сертория и
считали, что белый олененок, которого Серторий водил
за собой - подарок покровительствующей ему Дианы.
Серторий заключил военный договор с понтийским
царем МИТРИДАТОМ и смог продержаться несколько
лет до тех пор, когда специально посланная из Рима
Армия под командованием Помпея не лишила его вла-
сти. В конце концов Серторий потерял свою популяр-
ность и был убит. Серторий является героем одной из
трагедий Корнеля.
\СЕЯН Луций Элий (ок. 20 до н. э.-18 н. э.)
Префект преторианцев (императорской гвардии).
Сеян был фаворитом Тиберия и пользовался большим
слиянием; так, в 26 н.э. склонил императора покинуть
Рим и правил самолично: устранял всех неугодных ему,
пока не был обвинен в государственной измене и казнен.
Тацит в <Анналах> представляет Сеяна расчетливым
монстром. О крахе честолюбивой карьеры Сеяна рас-
сказывается в трагедии Вена Джонсона <Сеян>.
\СИВИЛЛА
Первоначально греки называли так женщин-проро-
чиц, пришедших с Востока. Варрон насчитывает их уже
десять. Самая знаменитая - Сивилла из Кум (Кампа-
ния); в <Энеиде> Вергилия она учит Энея как спуститься
в Подземное царство (см. ЗОЛОТАЯ ВЕТВЬ). Сущест-
вует легенда о том, как Сивилла предложила римскому
царю Тарквинию Древнему купить девять книг ее про-
рочеств. Царь отказался купить эти книги за назначен-
ную Сивиллой цену, и тогда Сивилла сожгла три книги
и предложила купить оставшиеся. Царь опять отказал,
но когда ясновидящая сожгла еще три книги с начертан-
ным будущим, он купил оставшиеся за первоначальную
цену, за которую он мог получить все девять книг. Как
мы знаем по рассказу Ливия, эти книги хранились у спе-
циально назначенных жрецов и к ним обращались
только по особому распоряжению сената. Когда эти
книги сгорели во время пожара 83 до н.э., их заменили
другими (до сих пор существуют четырнадцать книг
<Оракулов Сивилл>, которые включают христианские и
иудейские апокрифы). Последний раз к книгам проро-
честв Сивиллы, хранящимся в римском храме Аполлона,
обращались за помощью в 4 в. н.э. и вскоре после этого
они были сожжены по приказу СТИЛИХОНА.
В христианской литературе и искусстве Сивилла
ставилась рядом с ветхозаветными пророками (см. так-
же МЕССИАНСКАЯ ЭКЛОГА Вергилия) и как бы за-
полняла пространство между ними и гадателями-мошен-
никами. В кафедральном соборе в Ульме, Сивилла изоб-
ражена вместе с ветхозаветными женщинами и хрис-
тианскими подвижницами. Микеланджело, Рафаэль,
Мэнтенья, Тинторетто, Тернер, Рембрандт оставили
замечательные образы вещих пророчиц. В <Метаморфо-
зах> Овидия Энея встречает Сивилла, уже пережившая
несколько поколений. Она рассказывает, что Аполлон
выполнил ее просьбу дать ей столько лет жизни, сколько
пылинок окажется в пригорошне пыли, однако при этом
она забыла выпросить у бога еще и вечную молодость.
(Ср. ТИФОН). В <Сатириконе> Петрония Тримальхион
рассказывает, что видел Кумскую Сивиллу подвешен-
ной в бутылке, которая на вопрос <Что ты хочешь?>
отвечала <Хочу умереть>. Этот жутковатый образ
|
|