|
события отразились и на мифологии: по логике мифологических сюжетов Египет с
самого начала мироздания делился на две части и у каждой была своя
богиня-покровительница.
Южная часть страны находится под покровительством Нехбет (Нехёб(е)т) - богини в
облике самки коршуна. Нехбет - дочь Ра и его Око, защитница фараона.
Изображается она, как правило, в белой короне Верхнего Египта и с цветком
лотоса или водяной лилии - эмблемой Верховья.
Змея-кобра Уаджет (Уто) - покровительница Нижнего Египта, дочь и Око Ра -
изображается в красной короне Низовья и с эмблемой Севера - стеблями папируса.
Имя "Уаджет" - "Зелёная" - дано по цвету этого растения.
Боги, под надзором и охраной которых пребывает государственная власть в Египте,
носят "Объединённую корону Двух Земель" - корону "Пшент". Эта корона
представляет собой как бы соединение корон Верхнего и Нижнего Египта в одно
целое и символизирует объединение страны и власть над ней. На короне "Пшент"
изображали урей, редко - два урея: один в виде кобры и другой в виде коршуна;
иногда - связанные вместе папирусы и лотосы. Объединенной короной "Пшент"
венчались на царство наследники богов после Золотого века - фараоны, "владыки
Двух Земель".
Верховные божества носят и корону "атеф" - головной убор из двух высоких перьев,
как правило, голубого (небесного) цвета - символ божества и величия. В короне
"атеф" всегда изображается Амон. Корона "атеф" может увенчивать голову бога
также и в сочетании в другими коронами, чаще всего - с короной Верхнего Египта
(наиболее распространённый головной убор Осириса).
Око Уаджет
Око Уаджет "Зелёное", то есть воскресшее (подобно тому, как зеленеет воскресшая
весной природа) - самый сложный, поддающийся лишь приблизительной
дифференциации образ древнеегипетской мифологии. Оно имеет множество ипостасей
и фигурирует во многих мифах и символических изображениях. Раскрыть значение
этого образа в одном разделе не представляется возможным, - поэтому символику и
представления, связанные с Оком Уаджет, читателю предстоит постигнуть
постепенно, на протяжении всей книги.
Две главные ипостаси Ока Уаджет - Око Ра и Око Хора.
Око Ра, или Солнечное Око, олицетворяет могущество и власть. Чаще всего оно
изображается в виде кобры-урея, и поэтому отождествляется с богиней-коброй
Уаджет, покровительницей Нижнего Египта. Око-урей охраняет справедливость и
закон и убивает своими лучами всех врагов миропорядка. На многих памятниках
египетского искусства изображен крылатый урей в виде богини Уаджет, защищающий
Амона от злых сил; корона Амона тоже увенчана двумя уреями. Солнечное Око
отождествлялось также с Маат Нехбет, Хатхор и со всеми богинями,
изображавшимися в виде львицы: Тефнут, Мехит, Сохмет и другими.
Око Хора символизирует воскресение после смерти: когда Сет убил Осириса, Хор,
сын Исиды и Осириса, воскресил отца, дав ему проглотить своё Око, которое Сет
перед тем изрубил на части, а Тот, бог врачевания, собрал по частям, срастил их,
и Око воскресло. Амулеты в виде Ока Уаджет клали в погребальные пелены мумии -
и умерший, отождествляемый с Осирисом, воскресал в Загробном Царстве, как
воскресает природа после разлива Нила весной (точное назначение амулетов в
большинстве случаев узнать не удается, поскольку оно зависело от заклинаний,
которые произносились над амулетом). Око Уаджет - Око Хора отождествлялось с
левым глазом Хора-сокола - Лупой, которая воскресает на небе каждый месяц; и с
правым глазом - Солнцем, которое, умерев вечером на западе, утром неизменно
воскресает на востоке.
Бог Луны и мудрости Тот и его жена Сешет
Тот (Джхути) - один из древнейших египетских богов. В Додинастическую эпоху он,
как божество Луны, идентифицировался с левым глазом Хора-сокола. Позднее Тот
стал изображаться в облике человека с головой ибиса, своей священной птицы;
реже - в облике павиана (кииокефала) и совсем редко - в облике человека в
сложном головном уборе, состоящем из бычьих рогов, солнечного диска с уреем в
виде головы ибиса, клафта (немеса) - полосатого платка с двумя фалдами,
лежащими па плечах и короны "атеф".
Тот - исчислитель времени, поэтому он часто изображается с символом владычества
над временем - пальмовой ветвью - в руке. Он - писец Ра, посыльный богов,
покровитель знаний, магии и медицины; ему известны все волшебные слова и
чудодейственные заклинания, которые существуют в мире земном и потустороннем.
Тот составил свод законов Верхнего и Нижнего Египта; он - непременный участник
любого суда. В Загробном Царстве на Суде Осириса Тот записывает приговоры Суда.
|
|