|
Мешент, Бэс, Таурт, Шаи и Семь Хатхор
Как только у роженицы начинаются схватки, к ней на помощь вместе с Хатхор и
Исидой спешит богиня Мёшен(и)т, покровительница рожениц и помощница повитух;
красивая молодая женщина в головном уборе из разноцветных перьев. Добрую богиню
сопровождает её свита: мохнатые уродцы-карлики Бэсы, их жёны - богини Бэсит и
богиня Таурт (греч. Тоэрис) - беременная самка гиппопотама с женскими грудями,
руками и волосами и с зубами крокодила. Когда младенец появится на свет и
заголосит, Мешент и её свита от радости пускаются в пляс вокруг колыбели
новорожденного.
Но слишком долго плясать и радоваться нельзя! Услышав громкий плач малыша, к
нему со всех сторон слетаются силы зла, и если их вовремя не прогнать, они с
помощью колдовства напустят на ребёнка или его молодую мать хворь, какую-нибудь
болезнь, - и радость в доме египтянина сменится безысходной печалью. К тому же
около дома, в траве, много скорпионов и ядовитых змей: они могут переползти
порог и забраться в колыбельку. Поэтому Бэсы и Бэсит всегда настороже.
Почувствовав приближение злых демонов, мохнатые карлики ударяют в бубны и,
корча ужасающие гримасы, с громкими воплями начинают прыгать и метаться по
дому: Бэс-Аха - "Воин" - потрясает оружием, Бэс-Хит - "Танцующий" - пляшет. К
ним присоединяется и Таурт.
Добрая богиня Таурт когда-то была наложницей Сета, но после того, как Хор
одержал над Сетом победу, Таурт бежала от него и присоединилась к свите Хора.
Обозленный Сет в отместку натравил на Таурт змея. Хор защитил богиню, изрубил
змея на куски.
...Напуганные гримасами Бэсов, грохотом бубнов и лязганьем крокодильих зубов
Таурт, скорпионы, гады и злые духи кидаются наутёк.
Тем временем Мешент и её супруг - бог Шаи - отправляются к Небесному Дереву.
Небесное Дерево, или Дерево Хатхор, растет в заоблачной вышине, среди звёзд. В
его пышной кроне живут Семь Хатхор - семь молодых богинь с коровьими рогами и
солнечными дисками на головах. Богини играют на тамбуринах и - систрах, кормят
в Загробном Царстве души умерших и предсказывают людям судьбу.
Шаи и Мешент приходят к Семи Хатхор, чтобы узнать судьбу новорожденного. Ведь
если малютка появился на свет в девятый день месяца Паофи, ему предначертано
умереть естественной смертью, а если он родился тремя днями раньше, то, став
взрослым, он умрёт, перепившись вином. Так гласит священный папирус -
"Календарь счастливых и несчастливых дней" :
"День пятый месяца Паофи - очень опасный день. Ни под каким видом не выходи в
этот день из дома. Не приближайся ни к какой женщине. В этот день свершились
все дела в присутствии бога. Величество [бога] Монту было удовлетворено в этот
день. Всякий рожденный в этот день погибнет, предаваясь любви. День шестой
месяца Лаофи. Необычайно счасчиивый день. День праздника Ра в небе. Боги
умиротворены в его присутствии <...> Всякий рожденный в этот день умрёт от
опьянения. День девятый месяца Паофи. Чрезвычайно счастливый день. Боги
торжествуют, предаваясь радости. Погиб противник Ра. Тот, кто родился в этот
день, умрёт от старости. День семнадцатый месяца Тиби. Очень несчастливый день.
Не купайся в этот день ни в какой воде. Это день, когда Нун вышел из храма, в
котором пребывали боги. То, что наверху, низверглось, и мрак окутал землю в
этот день. Поэтому множество опасных семян входит в одежду и смешивается с ней.
Всякий, кто приблизится [в этот день] к женщине, почувствует дурноту и будет
поражен болезнью".
Однако то, что записано в папирусе, может сбыться, а может и не сбыться: ведь
человек - не игрушка слепого рока, а полновластный хозяин судьбы. Соблюдая
осторожность, следуя всем заповедям и не делая того, что возбраняют делать
священные папирусы, он может благополучно избежать всех несчастий, и хоть бы
ему даже было предначертано умереть молодым, в нищете, он, вопреки судьбе,
доживёт до глубокой старости и умрёт в благополучии и достатке. И вообще: хоть
тексты папирусов продиктованы самими богами, но записали их всё-таки жрецы -
люди. А земное слово не имеет такой силы, какую имеет Слово Небесное. Поэтому
Мешент и Шаи спрашивают о судьбе новорожденного у Семи небесных богинь.
Семь Хатхор объявляют Мешент и Шаи, что ожидает их подопечного: будет он беден
или богат, когда женится и родятся ли у него дети, от чего он умрёт и многое
другое; а Мешент и её супруг внимают богиням-прорицательницам, запоминая каждое
их слово. Ведь Шаи отныне должен стать "ангелом-хранителем" человека: наблюдать
за его поведением на протяжении всей жизни, чтобы на Загробном Суде Осириса
рассказать судьям, добрый это был человек или злой, какие он совершал поступки,
есть ли у него на сердце грехи, - и если Суд оправдает умершего, Шаи проводит
его к месту вечного блаженства - в Поля Иалу.
А Мешент надо знать судьбы всех людей, потому что она - богиня-оракул. Правда,
добрая супруга Шаи предсказывает только хорошее: богатство, удачу, счастье; обо
всех же горестях, которые ожидают человека, она предпочитает умалчивать.
|
|