Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Иван Рак - Энциклопедия - Мифы древнего Египта
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-
 
По моему приказу <...>
Даю я видеть им твоё величество молодым быком,
Храбрым, направляющим рога, и нет сопротивляющихся ему.
Даю я видеть им твоё величество витязем,
Поднимающимся на спине пораженного им.
Даю я видеть им твоё величество львом,
И ты делаешь их трупами в долине Их".

"В целях закрепления и усиленного распространения учения о божественном 
происхождении власти фараона, - пишет М. Э.Матье, - бог-творец мира объявляется 
отцом фараона по плоти, и в религиозной литературе Египта образ бога-творца всё 
теснее и теснее переплетается с чертами фараона. В коронационных и победных 
гимнах фараонов и в гимнах богам-демиургам мы найдём одни и те же постоянные 
эпитеты, одни и те же основные сравнения - со львом, быком и соколом, 
прославление единого и общего образа фараона-бога и бога-фараона как 
всемогущего владыки и милостивого господина и защитника. Те же три основных 
момента подчёркиваются при воспевании и бога-творца и фараона: и тот и другой 
изображаются, во-первых, наводящими на врагов смертный ужас всесильными 
завоевателями, во-вторых, властителями мира и, в-третьи, заботливыми 
правителями, под управлением которых процветают люди". М.А.Коростовцев, однако, 
указывает, что "воспевание фараона как подлинного бога не более чем 
литературная гипербола, к которой были склонны египтяне. В <...> гимне 
Сенусёрту III, например, фараон воспевается как могущественное божество, а 
затем следует молитва, обращенная к богам, с просьбой проявить любовь к царю, 
даровать ему жизнь и власть на многие, многие годы. <...> Подобных текстов 
сохранилось множество от самых различных периодов истории Египта. Из надписи 
фараона Харемхеба явствует, что моление богам за здравие и благополучие царя 
практиковалось в храмах ежедневно, иначе говоря, это была необходимая составная 
часть ежегодного богослужения. С молитвами к богам обращался и сам фараон - 
тому немало примеров, особенно в текстах XIX и XX династий. До сих пор 
исследователи не обращали на это внимания, подчёркивая лишь всё то, что 
характеризовало фараона как бога. В результате создавалась неполная, 
тенденциозная, малоправдоподобная картина египетских представлений о фараоне. 
Фараон мыслился как "богочеловек", и заключённое в нём человеческое начало 
сближало его с простыми смертными. Как простые смертные, он зависел от богов и 
нуждался в их помощи. В своих молитвах фараоны постоянно подчёркивали, что они 
"послушны" воле богов. И ещё один очень интересный факт: в провинциальных 
центрах "отцом" фараона считался местный верховный бог.

На всём протяжении истории Египта между богами и фараонами как бы существовал 
неукоснительно соблюдавшийся нерушимый "договор", основанный на принципе "do ut 
des" ("даю, чтобы ты дал"), - боги даровали фараону долголетие, личное 
благополучие и процветание государства, фараон же, со своей стороны, 
обеспечивал богам соблюдение культа, строительство храмов и т. п. Естественно, 
он делал это не единолично - происходил взаимный обмен услугами "между миром 
богов и Египтом в целом", однако осуществлять миссию посредника между богами и 
людьми был призван фараон - "богочеловек" <...>". 
Хармахис и Тугмес IV
Хармахис (егип. Хор-эм-ахет - "Хор на небосклоне") - ипостась "молодого Ра" - 
Хепри. Самое знаменитое изваяние Хармахиса - Большой Сфинкс фараона Хафра в 
Гизе. Иногда Хармахиса изображали в виде льва с головой сокола.

Однажды фараон XVIII династии Тутмес IV, будучи ещё юношей, охотился в западной 
пустыне на антилоп. Утомившись, он укрылся от жарких солнечных лучей в тени 
Сфинкса Хармахиса и задремал, как вдруг раздался громовой голос:

- Встань, юноша, проснись! Это я, Хармахис-Атум-Хепри, говорю с тобой! Пески 
пустыни засыпали меня, мне тяжело. Освободи меня, разгреби песок, и я сделаю 
тебя самым могущественным из фараонов, когда-либо царствовавших в Египте! 
Проснувшись, Тутмес исполнил волю бога. А когда он унаследовал престол, он 
вспомнил свой пророческий сон л в память о нём повелел высечь стелу с надписью, 
рассказывающей об этом случае, и установить её навечно близ Сфинкса. Он стал 
великим фараоном. Но поскольку до сих пор все фараоны восходили на престол по 
воле Амона(-Ра), а Тутмес был первым, кто стал царствовать благодаря 
покровительству другого бога, в эпоху XVIII династии началось противоборство 
власти Амона(-Ра). 



Аменхотеп III - Небмаатра
Преемник Тутмеса IV, Аменхотеп III (имя означает "Амон доволен"), 
короновавшийся под тронным именем Небмаатра и правивший примерно с 1402 по 1364 
(по другой хронологии - с 1411 по 1375) г. до н.э" был покровителем искусств и 
в годы своего царствования усиленно занимался строительством. При нём (и затем 
в эпоху XIX династии) наиболее грандиозных за всю историю Египта масштабов 
достигло строительство в Карнаке (егип. Эпет-эсовет; арабск. Ипет-сут) - 
Карнакском храмовом комплексе, северном святилище Амона(-Ра), Мут и Хонсу в 
Фивах, их главном культовом центре. (Карнак был основан в XII династию, и с тех 
пор каждый фараон достраивал и перестраивал э^от храм.) В период правления 
Аменхотепа III - Небмаатра также был заложен и в значительной степени отстроен 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-