|
Вознёсся Ра,
Пали враги! < ...>
Есть Ра,
Нет тебя, Апоп!
В конце своего путешествия, в двенадцатой провинции Дуата, Ладья Месктет
заплывает в тело гигантского змея и, пройдя сквозь утробу чудовища, выходит к
подножию восточных гор. Затем через пещеру, зияющую в одной из гор, Ладья
вылетает на небосвод. Распахиваются "Двери Горизонта", Ра умывается в священном
загробном озере и торжественно переходит на дневную Ладью Манджет.
Воскресение Солнца в Дуате
Наиболее подробные сведения о Загробном Мире и подземном путешествии Ра в Ладье
Вечности содержатся - наряду с "Книгой Дня и Ночи" и "Книге Врат", тексты
которых положены в основу пересказа в предыдущем разделе - также в книге
"Амдуат" - "(Книге) о том, что в Дуате". Здесь Ра тоже представлен плывущим в
Ладье. Её форма, однако, меняется в зависимости от этапов пути, на которых мы
встречаем в течение двенадцатичасового ночного плавания. В этой "Книге" нет
изображений Врат, хотя они упоминаются в тексте. Через всю композицию проходят
символы связанные с рождением нового Солнца, изображенного, как Хепри, в виде
скарабея. Он помещен между двумя изображениями Осириса, в Ладье, впереди
которой - три змеи, символизирующие рождение Солнца в самых отдалённых областях
Загробного Царства. В сценах, сопровождающих описание первого часа пребывания
Солнца в этом Царстве, присутствуют также павианы, содействующие появлению
Светила. Бог Солнца обращается к богам:
- Раскройте свои объятия, павианы, растворите свои двери, павианы! Мои
божественные змеи, созданные в моей душе [Ба], боги мои, - вы, возникшие для
Хепри, когда он властвовал в Загробном Мире. Встаньте у {подземных] вод,
высадитесь на таинственных берегах, помогайте жителям Загробного Мира у врат,
которые принадлежат вам <...> Ваши поля - на этих берегах <...>.
На пятом часу пути Ра попадает в песчаную область - владения Сокара (бога Дуата,
покровителя Мемфисского некрополя и одного из стражей входа в потусторонний
мир. Сокар изображался в виде мумифицированного сокола или просто в виде
сокола; его часто отождествляли с Птахом и Осирнсом. Как подземного бога,
Сокара иногда называли душой Геба.) Сокар изображен выходящим из овала
(символизирующего территорию Загробного Царства), который расположен на плечах
у двуглавого сфинкса - бога земли Акера. В верхней части композиции представлен
скарабея Хепри, появляющийся из песчаного холма <...> Холм этот олицетворяет
одновременно ночь и могилу Осириса, с образом которого отождествляется здесь
Хепри. Его появление из холма символизирует как бы рождениe бога Солнца из
ночной тьмы. Скарабей держится своими лапками за канат. с помощью которого боги
влекут Ладью Ра. В надписи, сопровождающей изображение этой Ладьи, от имени
божеств Загробного Царства, которые обращаются к Ра, говорится:
"Мир тебе, мир, Владыка жизни! Мир (тебе], умиротворяющий Западную страну. Мир
[тебе], пребывающий в небе. <...> Прибудь, Ра, к Хепри. Канат, принесенный вами
[богами, тянущими Ладью], поднимаем мы [боги, говорящие] Хепри, дабы протянул
он руку Ра и проложил тайные дороги для Ра-Хорахте <...>
На шестом участие пути по Загробному Царству тело бога Хепри со скарабеем на
голове покоится в объятиях пятиглавого змея по имени "Многоликий", "Тот, Кто
держит во рту Свой хвост". Кольцо, образуемое змеёй, держащей во рту свой хвост,
- символ вечно восстанавливающегося мирового порядка, который проявляется в
каждодневном возрождении солнца, заключенного в этом кольце <...> Мистерия
рождения Солнца совершается в глубинах подземного мира, погруженных в воды Нуна.
На двенадцатом участке ночного пути по подземному миру завершается триумф
обновленного бога Солнца над силами мрака, над смертью. В виде скарабея он
словно выныривает из Загробного Царства, толкая впереди себя солнечный шар.
Вводная надпись к сценам, изображающим эту часть подземного мира с её основными
персонажами, гласит "Пребывание этого Великого Бога в этой пещере края
глубокого мрака. Обновление и рождение Великого Бога в облике Хепри в пещере.
Возникновение Нута и Наунет, Хуха и Хаухет в этой пещере при рождении Великого
Бога, когда он выходит из Загробного Царства, занимает место в Утренней Ладье и
восходит меж бёдер Нут".
В другом тексте, сопровождающем изображения богов, поклоняющихся Ра, от лица
этих богов сказано:
- Родился тот, который рожден, явился тот, который появился. Слава Земли! <...
> Твоё небо - для твоей души, которая остается в нём, земля - для твоего тела.
Владыка славы, ты охватил горизонт и пребываешь в своем святилище. <...> Привет
тебе, душа, которая в небесах!
"Книга о том, что в Загробном Царстве" не содержит подробных описаний мест, по
|
|