|
духовых инструментов-рогов. Каждый рог издавал только один тон красивого,
звучного тембра. Поэтому в оркестре было очень много рогов различной
величины -- столько, чтобы из них составился звукоряд и можно было
исполнять музыку.
Играть в роговом оркестре было не только трудно, но даже мучительно.
Музыкант переставал быть человеком, а был как будто клавишей, на которую
нажимает капельмейстер: ведь он не мог сыграть никакой, даже самой
простенькой мелодии, а только один-единственный звук. Притом нужно было его
издавать абсолютно точно -- вовремя и указанной длительности. Конечно,
добровольно никто не хотел быть участником рогового оркестра, поэтому
состояли они исключительно из крепостных музыкантов и принадлежали знатным
вельможам, известным богачам. Так, в Петербурге в начале XIX века славился
роговой оркестр, принадлежащий К. С. Нарышкину.
РОЖОК -- см. Жалейка.
РОМАНС. Приходилось вам когда-нибудь слышать, как об одном из иностранных
языков говорят, что он относится к романским или к <<романской группе>>?
Если и приходилось, то вы, наверное, не могли подумать, что между этим
определением и музыкальным термином, обозначающим один из жанров вокальной
музыки, есть самая непосредственная связь.
Романс -- название, которое возникло от испанского слова <>, что и
значит романский, то есть исполняемый на <<романском>> (испанском) языке.
Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое
распространение так называемые <<светские>> песни. В отличие от церковных
песнопений, которые в католических странах исполнялись всегда на латыни,
<<светские>> песни пели на испанском языке.
Романсы -- пьесы для голоса с инструментальным сопровождением --
распространились из Испании по всей Европе. Попали они и в Россию.
Разумеется, здесь они звучали не на испанском языке, но название
закрепилось. Сначала -- только за теми произведениями, которые имели не
русские (чаще всего французские) тексты. Пьесы, певшиеся с русскими
словами, назывались <<российские песни>>.
Со временем композиторы стали создавать романсы на стихи русских поэтов.
Наверное, многие из вас слышали замечательные романсы Глинки,
Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Чайковского и Римского-Корсакова,
Танеева и Рахманинова, Прокофьева и Свиридова -- эти подлинные жемчужины
камерного вокального искусства.
В романсе могут отражаться разные стороны жизни, отношение композитора к
происходящим событиям. Например, романс Даргомыжского <<Титулярный
советник>> -- сатирический рассказ. Другой его романс -- <<Старый капрал>>
-- драматическая сцена. А романс Прокофьева <<Болтунья>> на стихи Агнии
Барто -- шуточная зарисовка.
Бывают и романсы без слов. Их поет инструмент -- скрипка, рояль или
виолончель, -- как бы подражающий человеческому голосу. Такие
инструментальные романсы есть у Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Глиэра
и других композиторов.
РОНДО. Одна из любимых пьес скрипичного репертуара -- <<Интродукция и
Рондо-каприччиозо>> Сен-Санса. У Бетховена есть шуточное фортепианное рондо
с программным названием <<Ярость по поводу потерянного гроша>>. Пьесы
Кабалевского для фортепиано <<Рондо-песню>>, <<Рондо-танец>> и
<<Рондо-токкату>> с удовольствием играют маленькие пианисты. Многие финалы
симфоний написаны в форме рондо. Что же это такое -- рондо -- слово,
которое может включаться в название произведения, а может только определять
его форму? В этом вопросе уже заключена часть ответа: рондо -- одна из
давно закрепившихся, вошедших в практику музыкальных форм.
Название этой формы пришло из средневековой Франции. Там рондами (от слов
rondeau -- круг и ronde -- хоровод) назывались хороводные песни.
Исполнялась ронда так: солисты-запевалы пели свою мелодию на разные строфы
текста, а хор повторял припев, в котором не менялись ни слова, ни музыка.
Вот от этих хороводов и ведет свое начало рондо -- особая форма построения
музыкального произведения.
Начинается рондо с главной темы, которую называют рефреном (ее можно
сравнить с припевом песни). На протяжении рондо этот припев возвращается не
менее трех раз, чередуясь с другими музыкальными эпизодами. В форме рондо
написано много инструментальных пьес в народном духе, бодрых и оживленных.
РОЯЛЬ -- cм. Фортепиано.
* С *
|
|