|
руках и играли, перебирая пальцами струны. Арфу любили в Древнем Египте, в
Финикии и Ассирии. в Древней Греции и Риме. В Средние века арфа получила
огромное распространение в Европе. Особенно славились ирландские арфисты,
которые исполняли свои сказания -- саги -- под аккомпанемент маленькой
переносной арфы. Ее изображение даже вошло в национальный герб Ирландии.
Но постепенно арфа стала аристократическим инструментом.
На арфе играет лишь тот,
Кто свободен и знатен,
Она никогда не звучит
Под рукою раба...
так говорили поэты.
Арфу богато украшали -- золотом, перламутром, мозаикой. Играли на ней, как
правило, женщины. <<Волшебным инструментом>> называли арфу поэты,
восхищенные ее нежными звуками.
В XIX веке считалось, что каждая благовоспитанная девица из <<порядочного
общества>> должна уметь играть на арфе. Лев Толстой в <<Войне и мире>>
рассказывает, как играла на арфе Наташа Ростова.
Сейчас арфа используется и как солирующий инструмент, и как один из
инструментов оркестра. Конечно, она очень сильно отличается от своих
средневековых предков. У нее сорок пять -- сорок семь струн, натянутых на
треугольную металлическую раму изящной формы, украшенную резьбой.
При помощи семи педалей, укорачивающих струны, когда это необходимо, на
арфе можно извлечь все звуки от ре контроктавы до фа четвертой октавы.
Звучит арфа очень поэтично. Композиторы используют ее, когда нужно создать
фантастические образы, картины спокойной мирной природы, имитировать
звучание народных струнных инструментов.
Очень часто арфа солирует в балетах. Она звучит в <<Вальсе цветов>> из
<<Щелкунчика>>, в сцене из <<Лебединого озера>> и Адажио из <<Спящей
красавицы>> Чайковского. Для арфы написана вариация в <<Раймонде>>
Глазунова. Советские композиторы Р. М. Глиэр и С. Н. Василенко написали
концерты для арфы с оркестром. Много произведений создано для арфы как
концертного сольного инструмента. Переложения для нее делают выдающиеся
мастера-исполнители на этом инструменте, в частности, замечательная
советская арфистка Вера Дулова.
* Б *
БАЛАЛАЙКА. Не одну сотню лет известна на Руси балалайка. В XVIII и XIX
веках была она, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под
нее плясали во время праздников, пели песни. Про нее складывали сказки.
Балалайка -- струнный щипковый инструмент, родственница гитары, лютни,
мандолины. У нее деревянный треугольный или полусферический корпус и
длинный гриф, на которых натянуто три струны. На шейке грифа навязаны жилы
на таком расстоянии друг от друга, что, нажимая между ними струны, можно
извлечь звуки гаммы. Жилы эти называются ладами. Извлекается звук щипками
или так называемыми бряцаниями -- ударом указательного пальца по всем
струнам сразу.
Немногим более ста лет тому назад на балалайку обратил внимание любитель
музыки и театра Василий Васильевич Андреев. Он задумал простонародному
<<мужицкому>> инструменту дать новую жизнь: привести ее в концертные залы.
Прежде всего Андреев решил балалайку усовершенствовать. По его указаниям
инструментальные мастера произвели изменения в ее конструкции, а кроме того
создали не один инструмент, а целое семейство: балалайки большие и
маленькие, которые в зависимости от размера получили названия пикколо,
прима, секунда, альт, бас и контрабас.
На балалайке новой конструкции Андреев играл, выступал с сольными
концертами. В 1887 году он организовал в Петербурге <<Кружок любителей игры
на балалайках>>, а еще через девять лет кружок этот был преобразован в
Великорусский оркестр. Основными инструментами этого оркестра стали
балалайки различного размера, подобно тому, как в симфоническом оркестре
основа -- струнные смычковые от скрипки до контрабаса. Оркестр существует и
поныне. Называется он теперь -- Оркестр народных инструментов имени В. В.
Андреева.
Теперь русская балалайка известна во всем мире. Многие композиторы создают
для нее свои произведения. Игре на балалайке учат в музыкальных школах,
училищах и консерваториях.
БАЛЕТ. Раскроем томик Пушкина:
|
|