|
<<Песня о Родине>> (<<Широка страна моя родная...>>), <<Катюша>>, <<Москва
майская>>. Все они, такие разные, сходны в одном: их хочется не только
слушать, но и петь самим, петь вместе с друзьями, хором, объединяясь одним
чувством, в одном порыве. Такие песни, созданные для пения на празднике, во
время коллективного шествия, в воинском быту называются массовыми. Эти
массовые песни близки народным, о которых Н. Г. Чернышевский писал, что их
поют <<не из желания блеснуть и выказать свой голос и искусство, а из
потребности излить свое чувство>>. Не случайно многие из них стали
народными: их поют, часто по-своему, слегка изменяя мелодию, не зная имени
композитора.
Быть может самые распространенные среди массовых песен -- лирические,
рассказывающие о любви и дружбе, воплощающие в себе чувства молодых, их
раздумья, их мечты.
Многие композиторы писали и пишут такие песни. Имена их широко известны.
Это братья Д. и Дм. Покрасс, М. Блантер, И. Дунаевский, В. Захаров, В.
Соловьев-Седой, Б. Мокроусов, В. Мурадели, А. Новиков, А. Островский, А.
Петров, А. Пахмутова, С. Туликов, А. Долуханян, Э. Колмановский и другие.
Массовые детские песни -- это песни пионерские. Они имеют свою славную
историю, начавшуюся еще в 20-х годах песней <<Взвейтесь кострами>> С. Ф.
Кайдан-Дешкина. Прекрасные пионерские песни написаны И. Дунаевским, Д.
Кабалевским, М. Красевым, Ю. Чичковым, О. Хромушиным и другими советскими
композиторами. А для детей младшего возраста существуют песни М.
Раухвергера, В. Витлина, В. Герчик, Т. Попатенко, Е. Тиличеевой и многих
других авторов.
В последние годы большое распространение получили эстрадные песни -- те,
которые поются исполнителями-профессионалами с эстрады. Они тоже имеют
большую и славную историю. Во Франции издавна существовало искусство
шансонье -- поэтов-певцов. В своем творчестве шансонье обращались к простым
людям, пели о том, что им близко. Владимир Ильич Ленин, находясь в
эмиграции в Париже, очень любил посещать маленькие театрики и кабачки
рабочих окраин, где выступали шансонье, высмеивавшие власть богачей, быт и
нравы обывателей-буржуа, обличавшие несправедливость и зло.
Во многих странах мира песня, звучащая с эстрады, зовет людей на борьбу за
мир, восстает против насилия. Все вы, конечно, слышали имя Виктора Хары,
замечательного чилийского патриота, погибшего в застенках Пиночета. Его
убили фашисты, потому что боялись его песен -- грозного оружия искусства.
Один из главных секретов могущества песни -- ее простота. Даже о самых
серьезных вещах -- о борьбе за свободу, за мир на земле, за счастье, о
верной дружбе, о героических подвигах -- песня умеет говорить простыми
словами, соединенными с несложной, легко запоминающейся мелодией.
Песня, как и подавляющее большинство других вокальных произведений, -- дитя
музыки и поэзии. Но отношения этих искусств между собой здесь несколько
иные, чем, скажем, в романсе или арии. В песне разные стихотворные строфы
поются на одну мелодию, которая повторяется несколько раз. Строфа песни
называется куплетом. Обычно он состоит из двух частей -- запева и припева.
В запеве слова каждый раз меняются, а в припеве -- нет. Вспомните, к
примеру, песню <<Пусть всегда будет солнце>>, созданную А. Островским.
ПИАНИНО -- см. Фортепиано.
ПИЦЦИКАТО. Итальянским словом pizzicato обозначается особый прием игры на
струнных смычковых инструментах. Вы знаете, конечно, что на скрипке, альте,
виолончели и контрабасе играют при помощи смычка, которым водят по струнам.
Но если композитор около нотной строчки струнного инструмента пишет pizz.,
то есть сокращение слова pizzicato, то исполнитель убирает смычок и играет
пальцами, защипывая струны, как это делается у струнных щипковых
инструментов. Звук при этом получается специфический, похожий на звук
гитары или балалайки.
Есть произведения, в которых прием пиццикато использован для подражания
народным инструментам. Лядов в <<Плясовой>> для оркестра ввел пиццикато
струнных, чтобы изобразить игру балалайки. Римский-Корсаков в <<Испанском
каприччио>> имитировал таким образом звучание гитары.
Бывают случаи, когда композитор применяет пиццикато не для звукоподражания,
а в выразительных целях. У Чайковского, например, в скерцо Четвертой
симфонии вся струнная группа оркестра играет пиццикато. Легкое, отрывистое
звучание большого количества инструментов придает музыке таинственный,
призрачный колорит.
Полька-пиццикато братьев Иоганна и Иозефа Штраусов потому так и называется,
что струнные все время играют в ней пиццикато.
|
|