Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Л.В.Михеева - Музыкальный словарь в рассказах
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-
 
Из партий басов, теноров, сопрано и альтов состоит и хоровое произведение.

Но можно услышать и такую фразу: <<Главная партия этой сонаты мне очень
понравилась, а вот побочная кажется не такой удачной>>. В данном случае
слово <<партия>> обозначает один из разделов сонатной формы. Подробнее об
этом значении вы можете прочесть в рассказах о сонате и об экспозиции.

ПАССАЖ. Слушая игру выдающихся пианистов или скрипачей, вы, наверное, не
раз восхищались их удивительной техникой. Вспомните: бывают в музыкальных
произведениях эпизоды, где звуки несутся с огромной скоростью. Кажется,
будто они рассыпаются как жемчуг или сливаются в один непрерывный поток.

Такие места в музыке называются пассажами. Это слово часто встречается на
страницах этой книжки. В переводе с французского passage означает проход,
переход. Действительно, исполняя тот или иной пассаж, музыкант, во-первых,
словно переходит в очень быстром темпе из одного регистра своего
инструмента в другой, а во-вторых, пассажи часто служат и для перехода от
одной музыкальной темы к следующей. Правда, в музыке XIX века и в наши дни
пассажей, которые были бы просто <<переходами>>, осталось мало. Композиторы
придают им все большую значительность, выразительность, мелодичность.
Помните, как начинается <<Полет шмеля>> в опере Римского-Корсакова <<Сказка
о царе Салтане>>? Стремительным <<свистящим>> пассажем композитор
изображает догоняющего корабль шмеля. Но в этом <<свисте>> заключена
мелодия. Насквозь пронизаны прекрасными мелодиями пассажи фортепианных
сочинений Шопена.

ПАССАКАЛЬЯ -- см. Вариации.

ПАУЗА. О различных звуках, о свойствах музыкального звука вы, наверное,
многое прочли на страницах этой книжки. Однако музыка, музыкальные
произведения состоят не только из звуков. Очень важной их частью являются
паузы.

Греческое <> означает прекращение, перерыв. Так называется
временное молчание, прекращение звучания, возникающее между частями
произведения, между разделами внутри одной части, или в каком-то элементе
музыкальной ткани. Например, в партии одного или нескольких инструментов в
оркестровом произведении; в партии певца или, напротив, в аккомпанементе
романса или песни; в одном из голосов полифонического произведения и т. п.

Как и длительность звуков, длительность пауз измеряется и изображается в
нотах условными значками:

                                  

Так же, как у ноты, точка справа от значка паузы увеличивает ее
длительность в полтора раза. Если пауза длится больше одного такта, над ним
ставится соответствующая цифра, например:

                                  

Одновременная пауза всех участников ансамбля или оркестра
продолжительностью не менее целого такта называется генеральной паузой и
обозначается сокращенно латинскими буквами G. р.

ПЕРЕЛОЖЕНИЕ -- см. Транскрипция.

ПЕСНЯ. <<Песня -- душа народа>>, -- слышим мы от музыкантов. Одним из
трех китов, на которых держится вся музыка, назвал песню Дмитрий Борисович
Кабалевский.

Очень разные бывают песни. Например, народные, у которых нет определенного
автора. Это колыбельные, детские прибаутки, считалки, дразнилки. Свадебные
песни. Протяжные лирические, рассказывающие о женской доле. Былины,
повествующие о подвигах древних богатырей...

Невозможно даже перечислить все виды народного песенного творчества,
настолько оно многообразно. В нем, как в своеобразной народной
энциклопедии, рассказана вся жизнь человеческая.

Во все времена песня играла и сейчас играет очень большую роль в жизни
людей.


И песня,
        И стих --
                Это бомба и знамя...
писал Маяковский. Таким знаменем в далекие дни начала XX века были для
героев-подпольщиков революционные песни. <<Мы пели очень много, в разных
жизненных случаях, -- рассказывал видный революционер Петр Анисимович
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-