|
ударном инструменте.
* И *
ИМИТАЦИЯ. Это латинское слово (imitatio) означает подражание. Имитировать
-- значит подражать. В искусстве, да и в жизни, имитация встречается очень
часто. Почти каждый человек умеет имитировать манеру разговора, жесты и
мимику других людей, пение птиц, голоса животных. В некоторых видах
искусства -- в театре, в кино, в радиопередачах и телеспектаклях часто
приходится изображать -- имитировать -- шум дождя, свист ветра, удары
грома, гул морского прибоя и другие звуки.
В музыке термин <<имитация>> означает особый прием развития. Им принято
называть повторение мелодии, которая только что прозвучала в другом голосе
или у другого инструмента. Чаще всего имитация встречается в произведениях
полифонического склада (термины <<полифония>> и <<гомофония>> объясняются в
рассказе о многоголосии). Если вам приходилось слушать фуги Баха или
Шостаковича, то вы, наверное, заметили, что начинается фуга одноголосно.
Затем мелодию, исполненную первым голосом, повторяет второй -- от другого
звука. Далее с той же мелодией вступает третий, а затем и четвертый голос.
Имитация встречается и в гомофонной музыке, однако если в полифонической
она -- основной и совершенно непременный прием сочетания голосов, то в
музыке гомофонно-гармонического склада она используется лишь изредка.
ИМПРОВИЗАЦИЯ. Обычно композитор, сочиняя какое-нибудь произведение,
предварительно обдумывает его, делает наброски, а потом уже записывает
сочинение на нотной бумаге, тщательно отделывая каждую деталь.
Но бывает и так: музыкант садится за рояль, берет несколько несвязных
аккордов, а затем, словно размышляя, начинает играть. Звучат пассажи,
возникают и исчезают мелодии, вновь сменяясь разливами пассажей... Спросите
этого музыканта, что он играл, и он ответит: да так, ничего, просто
импровизировал.
Латинское слово improvisus означает -- непредвиденный. Импровизировать --
значит играть, одновременно сочиняя, или, вернее, сочинять без
предварительной подготовки, тут же исполняя сочиненное.
Бывают импровизаторы не только музыканты, но и поэты. Об одном из
поэтов-импровизаторов рассказывает Пушкин в оставшейся незаконченной
повести <<Египетские ночи>>.
В старину искусство музыкальной импровизации было развито очень широко.
Каждый музыкант, выступая в концерте, должен был импровизировать по заказу
публики произведение в определенной форме -- вариаций, фуги, сонаты, на
тему, предложенную кем-нибудь из присутствовавших.
Рассказывают такой случай. В XVII и XVIII веках было принято устраивать
состязания между исполнителями. И вот, осенью 1717 года в Дрезден приехал
весьма модный французский органист, клавесинист и композитор Луи Маршан.
Туда же вызвали Иоганна Себастьяна Баха, в то время еще мало кому
известного немецкого музыканта.
За день до назначенного состязания Бах явился в королевский дворец
послушать своего конкурента. Маршан играл блестяще. Ему много аплодировали,
а потом предложили и немецкому музыканту <<попробовать инструмент>>. Бах
тут же повторил песенку, на тему которой импровизировал Маршан, и
варьировал ее с огромным искусством, совершенно затмив соперника. Потом Бах
написал на листочке бумаги мелодию и передал ее Маршану. Это была тема, на
которую французский музыкант должен был назавтра импровизировать. Бах, в
свою очередь, попросил у Маршана тему для своей импровизации.
На следующий день придворное общество долго ожидало прибытия во дворец
знаменитого француза, но он так и не явился. Оказалось, что он бежал, не
решившись соперничать с гениальным импровизатором.
А вот отрывок программы одного из концертов маленького Моцарта (вы,
наверное, знаете, что Моцарт с самого раннего возраста проявил себя как
гениальный музыкант. В шесть -- семь лет он уже выступал с концертами в
разных странах):
<<6. Ария, которую господин Амадео (так звали Моцарта в Италии) тут же
сочинит на предложенные ему стихи и затем исполнит, аккомпанируя себе на
клавикорде.
7. Соната на тему, которую предложит по своему выбору первый скрипач
оркестра, сочинит и исполнит господин Амадео...
10. Фуга на тему, предложенную экспромтом...>>
|
|