|
четверток - богослужения посвящены Тайной Вечере -последней праздничной трапезе,
которую провел Христос со своими учениками. Иисус сел с двенадцатью учениками
за стол и сказал им: "Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего
страдания; ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в
Царствии Божием". Богослужение этого дня также посвящено молению Спасителя в
саду Гефсиманском, куда после Тайной Вечери Иисус Христос пришел со своими
учениками; вспоминается и взятие Спасителя стражей, происшедшее вследствие
предательства Иуды.
Христос молился... Гефсиманский сад
К Его лицу клонил свои оливы.
А за холмами угасал закат.
И Он подумал: "Боже, как красиво!".
Христос стоял вблизи учеников,
А между ними - горькое молчанье.
А с неба наклонился звездный Ковш,
Как будто мог он вычерпать печаль их.
Он говорил: "Душа моя скорбит смертельно..."
И просил: "Побудьте рядом".
Своих сомнений и своих обид
Он в эту ночь ни от кого не прятал.
И о себе все зная наперед,
В душе своей не ощущал Он страха.
Не содрогнулся, слыша, как идет,
Гремя оружьем, медленная стража.
И Он сказал: "Зачем же на меня
Идете вы с колами и мечами ?
Я не разбойник среди бела дня... " -
Но те хранили гнусное молчанье.
Дорога шла сквозь злобу и сквозь ложь.
Свое страданье выдавал Он взглядом.
И месяц плыл над Гефсиманским садом,
Как занесенный над землею нож.
А. Дементьев. "Гефсиманский сад".
В Великую пятницу вспоминаются страдания Иисуса Христа: суд и осуждение, его
распятие, страдания и сама смерть на кресте.
В третьем часу дня совершается вечерня, во время которой присутствующие
сопереживают крестную смерть Спасителя , снятие тела Христова со креста и
погребение его; в Великую субботу (суббота покоя) вспоминают пребывание
Спасителя телом во гробе и его сошествие душою в ад. Во время литургии Великой
субботы священнослужители переоблачаются из темных траурных одеяний в светлые.
Начинается ожидание праздника. Весь день до вечера освящается особая пасхальная
снедь: куличи, пасхи, яйца. В двенадцатом часу ночи совершается полуночница, а
ровно в полночь, при трезвоне колоколов - крестный ход вокруг храма. Начинается
Светлая Заутреня, вовремя которой собравшиеся почтить Воскресение Христово
приветствуют друг друга радостными восклицаниями: "Христос воскресе!".
Всю Страстную неделю полагается для верующих особенно строгий пост (прежде
всего, это касается пятницы), запрет на любые развлечения и праздное
времяпровождение, посвящение себя делам благотворительности и милосердия.
В основном народные обряды и обычаи Страстной недели связаны с Великим
четвергом, но не только. Известно, что во вторник Страстной недели делали
"соченое молоко" : рано поутру, еще до рассвета, сметают по закромам конопляное
и льняное семя, перемешивают, толкут в ступе и разводят водою. Домашнюю скотину
хорошо поить таким молоком для убережения от всяких болезней, но и лечение, и
приготовление пойла должны быть совершены ранней зорькою и втайне от мужчин.
Если скотина не пьет молока, значит, быть худу: на нее каким-нибудь злым
человеком напущена порча - и на весь ее приплод. В страстную среду скотину
обливают на дворе водою, натаянной из снега, собранного по оврагам и
посоленного прошлогоднею "четверговой солью". Эта вода предохраняет двор от
всякою напуска на весь год.
Великий четверг сосредоточил вокруг себя огромное число поверий, примет,
обрядов. Страстной четверг в народе называют чистым. В этот день все моют,
чистят, убирают, готовят свой дом к празднику. После четверга вплоть до
светлого праздника Пасхи мести пол не принято. Все должно быть убрано в четверг.
Главное в этот день - умывание, обливание, купание. В старину девушки и юноши
ходили на речку ровно в полночь, чтобы умыться или искупаться в холодной воде.
Верили, что в полночь этого дня наступает весна и приносит с собой красоту и
здоровье. А если купались дома, приносили воду до первого луча солнца и бросали
туда золото и серебро - чтобы быть богатым и здоровым.
Обязательным было мытье в бане.
Сугубо великочетверговым делом являлось приготовление "четверговой соли".
Обычную крупную соль завертывали в тряпочку и перепекали в печи, иногда - с
квасной гущей. Можно это сделать в чугунной сковородке. Пережженную соль толкут
и просеивают. По преданию, соль, приготовленная в это время, обладает целебными
свойствами и употребляется в домашнем лечении как лекарство для людей и скота.
Эту соль подавали к столу в Пасху. Одна из самых старых традиций Великого
четверга - заклятие мороза. Из овсяной муки приготавливали ритуальный кисель,
часть которого съедали в страстной четверг, часть оставляли на Пасху. На Пасху
им разговлялись раньше кулича. Хозяин дома, вынося остатки киселя на улицу или
раскрыв окно, произносил: "Мороз, мороз, поди к нам кисель с молоком хлебать,
чтоб тебе наше жито в поле сберегать, градом не бить, червем не точить и всему
|
|