|
перелом этот происходит так осязательно, что можно услышать его ровно в полночь.
В среду во всех крестьянских домах пекли специальное печенье из пресного теста
в виде креста, а иногда и наподобие сохи, бороны, косы. В кресты, которые
пеклись по числу членов семьи, хозяйка закладывала ржаное зерно - "чтобы хлеб
уродился", куриное перышко - "чтобы куры неслись", или даже человеческий волос
- "чтобы голове легче было". По предметам, запеченным в крестах (щепка, соль,
деньги, семена и т. д.), гадали о том, кто из членов семьи будет богат, кому
хлеб засевать и т. п. Средокрестное печенье хранили до первого весеннего выезда
в поле, с ним начинали засевать свои поля и огороды.
В среду деревенские мальчишки ходили по дворам, поздравляя всех с окончанием
первой половины поста, пели специальные песни и получали за это угощение - те
же "кресты", пироги:
Половина говенья переломилася,
А другая под овраг покатилася.
Подавайте "крест ", подавайте другой,
Обмывайте водой.
А в Нижегородской губернии пели:
Тетушка Анна,
Садись на окошко,
В осиново лукошко,
Чем хошь поливай,
Только крест подавай!
Кто не даст креста -
Упадет изба!
Пятая неделя Великого Поста называется "похвальной" (от "похвалы", которая в
субботу читается в церкви).
На Похвалу сорока яйцом похваляется (т. е. начинает в этот день класть яйца или
успевает уже снести первое яйцо).
В среду на "похвальной" неделе в церкви совершается всенощное бдение с каноном
Андрея Критского, в народе именуемое "Андреевым стоянием", или просто
"поклонами" . Девушки считают обязательным выстоять эту службу в церкви, причем
полагают, что Андрей Критский за такое рвение поможет им заполучить хороших
женихов.
В среду же часто устраивали вторичные после Масленицы проводы зимы, а в субботу
этой же недели в некоторых местах делались "званые поминки". На эти поминки
собирали деньги и продукты вскладчину и угощали нищих.
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
В желтый сумрак мертвого апреля, Попрощавшись с звездною пустыней, Уплывала
Вербная неделя На последней, на погиблой льдине... Иннокентий Анненский
Шестая неделя Великого Поста - "вербница", вербная неделя. Основные обряды и
действия, связанные с вербной неделей, совершались в воскресенье. А канун
Вербного воскресенья - Лазарево воскресение. С этим днем связан шуточный
вопрос: Когда воскресенье бывает в субботу? Дело в том, что церковный праздник
воскресения Святого Лазаря приходится на субботу вербной недели, т. к. накануне
входа Христа в Иерусалим Иисус воскресил Лазаря через несколько дней после его
кончины.
В некоторых деревнях России в день Лазарева воскресения пекут хлебцы в
количестве, соответствующем членам семьи; в один из хлебцев запекают грош; у
кого он окажется , тот будет счастлив в будущем году, для девушки это
предвещает счастливое замужество.
А сам праздник входа Господня в Иерусалим (или Вербное воскресенье) празднуется
в последнее воскресенье перед страстной неделей и входит в число главных
христианских праздников. Он знаменует память въезда Иисуса Христа в Иерусалим
на "осляти", причем народ по пути шествия Христа бросал пальмовые ветви. По
примеру евреев, встречавших Господа с пальмовыми ветвями, православные держат в
руках во время утрени вербовые ветки. Праздник этот называется еще и Неделею
Ваий (пальм).
До отмены патриаршества Петром I Патриарх в этот день во всем облачении ездил
на коне, долженствующем изображать осла, от Лобного места до Успенского собора
и обратно. В этот день Церковь освящала вербы, и народ присутствовал на
церемонии патриаршего выезда с вербами в руках.
Вот как описывают эту красивую церемонию историки: "Из Успенского собора
выносили большое дерево, увешанное яблоками, изюмом, смоквами, финиками,
ставили его на сани и тихо везли по Кремлю. Поддеревом стояли пятеро
мальчиков-певчих, одетых в белые кафтаны, и пели молитвы .
От дворца до Василия Блаженного на площади устанавливали по обе стороны аллей
зеленые кадки с воткнутыми в них вербами. После ранней обедни царь в выходной
одежде, сопровождаемый Патриархом, всем столичным духовенством и боярами,
шествовал по вербной аллее к Покровскому собору (т. е. церкви В. Блаженного) и
слушал там позднюю обедню. В это время народ любовался на изукрашенное Лобное
место, покрытое бархатом и сукнами.
Посреди Лобного места ставился аналой с.Евангелием, а рядом с Лобным местом
помещалась приготовленная для процессии "осля" в белой суконной попоне,
закрывавшей также и голову, и нарядная верба, утвержденная на особых
изукрашенных дрогах и убранная подобно тому, как теперь убираются на Рождество
елки; на ветвях деревца подвешивались разные сласти - изюм, винные ягоды, орехи,
яблоки, искусственные цветы, разные блестки и звезды из меди, шумихи
(сусальное золото. - Прим. сост.). После обедни Государь, Патриарх и
|
|