|
по старому юлианскому стилю календаря. В таблице для 15 века разница
составляет 9 дней - следовательно, указанная дата равнозначна 12+9=21 октября
1492 г. по новому, григорианскому стилю календаря. Известный русский ученый и
писатель Андрей Болотов родился 7 октября 1738 г. по старому стилю, что
соответствует 7+11=18 октября того же года по новому стилю. Умер он 4 октября
1833 г. ил и 4+12= 16 октября названного года по новому стилю.
Границей, отделяющей годы друг от друга при исчислении разницы стилей, является
не 1 января, а 1 марта; поэтому, например, 14 января 1900 г. по старому стилю
соответствует 14+12=26 январю 1900 г. по новому стилю, а 27 февраля 1900 г. по
старому стилю соответствует 27+13=40 февраля или 40-28=12 марта того же года по
новому стилю. Напомним, что в григорианском календаре число сотен не делится
без остатка на 4 в годы: 1700, 1800, 1900, 2100 и так далее, поэтому они
считаются простыми, не високосными, в них февраль равен 28 дням.
В таблице имеются века, у которых разница в днях между старым и новым стилем
одинакова, например, 4 и 5, 8 и 9, 12 и 13 и другие века. Дело в том, что не
существует ни одного точного календаря, в котором продолжительность
календарного года и принятого в астрономии тропического года (равного 365,2432
средних солнечных суток) удалось бы привести в соответствие друг другу целым
числом суток. Юлианский календарь дает ошибку запаздывания, равную одним суткам
за 135 лет, а григорианский накапливает ошибку запаздывания, равную целым
суткам, за 3280 лет. Разница в таблице дается в округленных до целых суток
числах. Например, в IV веке она могла бы быть 0,65 суток, и ее округлять
следует до 1, а в V веке - 1,3 суток, что тоже надо бы округлить до 1 суток
(числа 0,65 и 1,3 - произвольные).
Календарь в России
У древних славян год делился на двенадцать месяцев, названия которых были тесно
связаны с явлениями природы: сечень (январь) - время вырубки леса; лютый
(февраль) - лютые морозы; березол (март) - существует несколько толкований:
начинает цвести береза, брали сок из берез, жгли березу на уголь; цветень
(апрель) - цветение садов; травень (май) - зеленеет трава; червень (июнь) -
краснеют вишни; липец (июль) - цветение липы; серпень (август) - от серпа -
время жатвы; вересень (сентябрь) - цветение вереска; листопад (октябрь) -
опадение листьев у деревьев; грудень (ноябрь) - от слова "груда" - мерзлая
колея на дороге; студень (декабрь) - студено, холодно.
Многие древнеславянские названия месяцев позже перешли в ряд славянских языков
и удержались в некоторых современных - в украинском, белорусском и других.
Неделя. Семидневная неделя ведет свое происхождение из Вавилона. В греческих
государствах месяц делился на три декады, а римляне пользовались девятидневной
неделей, каждый девятый день которой считался рыночным днем. Для всех этих
систем характерно отсутствие фиксированного дня отдыха; работа прекращалась
только во время некоторых религиозных праздников. Современная система
семидневной недели, при которой отсчет дней недели не зависит от начала года,
восходит к иудейской традиции. Христиане, следуя образцу еврейской субботы,
ввели регулярный праздник после каждых 6 рабочих дней. К еврейской неделе
восходит обозначение дней недели по их номерам, которое через посредство
Греческой Православной Церкви было усвоено славянами. Римляне в императорскую
эпоху дали дням недели названия по семи видным невооруженным глазом и известным
тогда светилам (дни Солнца, Луны, Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры, Сатурна).
Названия дней недели в современных языках Западной Европы происходят от этой
астрологической, связывающей каждый день с каким-либо светилом недели. Несмотря
на упорную борьбу Христианской Церкви с традицией называния дней недели по
именам языческих богов, эта традиция в романских языках сохранилась до сих пор.
В германских языках имена римских божеств были заменены соответствующими
германскими.
В Х в. с принятием христианства в Древнюю Русь пришло летоисчисление,
применявшееся римлянами, юлианский календарь, римские наименования месяцев и
семидневная неделя, но названия дней недели - седмицы - взяли свои.
Седмица начиналась с недели(с того дня, когда "нет дел"); понедельник- первый
день по (после) недели; вторник - второй; среда - средний; четверг - четвертый;
пятница - пятый; суббота от еврейского слова "саббат" (шаббат) - день покоя.
О днях недели существует множество родившихся в народе примет, пословиц,
поговорок:
"Воскресенье - свято, понедельник - черный, вторник - повторник, среда -
постница, четверток - перечит, пятница - корячится, суббота - делу почин".
"Понедельник и пятница - тяжелые дни, вторник и суббота - легкие".
"С понедельника - на всю неделю (т. е. счастье или несчастье)".
"В понедельник деньги выдавать - всю неделю расходы ".
"В понедельник - на могильник, во вторник - на кокорник (по В. Далю - лес,
годный на кокоры. Кокора - копань, накурок, кница, бревно или брус с корневищем,
дерево с корнем клюкой, с коленом, для судостроенья), в среду - на переды, в
четверг - по коты (по В. Далю - женская обувь, род полусапожек, ботинок,
башмаки с высокими передами... И наша дура коты обула! В котах щеголяет
(говорится в Сибири о всякой вещи редкой или дорогой), в пятницу - на мельницу,
в субботу - на работу, в воскресенье - на веселье".
"В понедельник я банюшку топила, во вторник в баньку ходила, в среду в угаре
пролежала, в четверг буйну голову чесала, в пятницу добры люди не пряли, в
субботу родителей поминали, в воскресенье на веселье погуляли".
"Понедельник - похмелье; вторник - повторник; середа - пост; четверг - перевал;
|
|