|
е m должно быть постоянным для всех тел. Опыт показал, что для всех
изученных, переходящих в пар без разложения, эта постоянная равна 28,9, если
при определении частичного веса исходить из уд. в. воздуха, принимаемого за
единицу, но эта постоянная будет равняться 2, если принять за единицу уд. вес
водорода. Означив эту постоянную, или что то же, общий всем парам и газам
частичный объем через С, мы из формулы имеем с другой стороны m = d C. Так как
уд. вес пара определяется легко, то значит, подставляя значение d в формулу
выводится и неизвестный частичный вес данного тела. Элементарный анализ напр.
одного из полибутиленов указывает, в нем пайное отношение углерода к водороду,
как 1 к 2, а потому частичный вес его может быть выражен формулою СН2 или C2H4,
C4H8 и вообще (СН2)n. Частичный вес этого углеводорода тотчас определяется,
следуя закону Авогадро, раз мы знаем удельный вес, т.е. плотность его пара; он
определен Бутлеровым и оказался 5,85 (по отношению к воздуху); т.е. частичный
вес его будет 5,85?28,9 = 169,06. Формуле C12H22 отвечает частичный вес 154,
формуле C12H24 – 168, а C13H26 – 182. Формула C11H24 близко отвечает
наблюденной величине, а потому она и должна выражать собою величину частицы
нашего углеводорода CH2.
Авраам
Авраам (первоначально Аврам) – ветхозаветный патриарх и родоначальник евр.
народа, род. в г. Ур, в северной Месопотамии за 2040 л. д. Г. X. Отца его звали
Фарра, у евреев Терах, а у арабов Азар. Имя матери А. в св. Писании не
упоминается, по преданиям же арабским (см. Herbelot I, 64) имя ее было Адна, а
по раввинским (Баба-Батра 91 а) – Аматлея, вероятно Аматсула – древнехалдейское
женское имя, встречаемое в клинообразных надписях, а не позднейшее греческое
Амалтея, как полагает Кагут (Plenus Aruch s. v.) и другие. Живя среди
языческого Мира, А. первый познал лживость служения идолам и постиг
существование единого Бога, апостолом которого он и сделался. Преследуемый за
то своими языческими соотечественниками, А., на 75-м году жизни, оставляет
родину и переправляется чрез Евфрат в землю Ханаанскую, обетованную Богом ему и
его потомству, отчего и был прозван А. га-иври, что значить прибывший с той
стороны реки откуда и пошло слово еврей. С А. переселились жена его Сара и
племянник Лот. Долго кочевали они на юге Ханаанеи, побывали в Египте, а
впоследствии и у филистимлян, где А. в обеих странах угрожала одинаковая
опасность лишиться жены, которая была взята в царский гарем. Вернувшись из
Египта, А. отделился от Лота, по причине ссоры, возникшей между их пастухами; А.
поселился в Хевроне, а Лот в прииорданской области, в городе Содоме.
Родственной связи однако ж А. с своим племянником не разорвал и когда на Содом
напали неприятели, разграбили и увезли в плен жителей, в том числе и Лота, то А.
, узнав об этом, немедленно вооружил своих рабов, числом 818 человек. погнался
за грабителями, разбил их и освободил не только родственника своего, но и
других содомлян с их добром, причем выказал величайшее бескорыстие, отказавшись
взять что либо у царя Содомского, предлагавшего ему всю добычу. – Брак А. с
Сарою долго оставался бесплодным, хотя от Агари у А. был сын Измаил. Лишь на
старости, когда Саре было 90, а А. 100 л., у них родился сын Исаак, который и
должен был быть прямым наследником А. и продолжать род евр. племени. Союз об
этом Бог заключил с А. еще до рождения Исаака, установив внешним знаком этого
союза обряд обрезания, причем имя его Аврам было удлинено в Авраам. Чтобы
испытать силу веры А., к нему последовало повеление Божие принести в жертву
Исаака на горе Мории. А., не колеблясь, повиновался, но в самый решительный
момент, когда Исаак лежал связанный на алтаре и А. занес уже нож, чтобы вонзить
в сына, ангел приостановил его и спас отрока. Этот подвиг А. служит у евреев
бесконечной темой воспоминаний в их молитвах, а в прежние века изображение
жертвования Исаака было и в христианской церкви любимым сюжетом для лепной и
живописной работы художников. – Вскоре после события с Исааком умерла Сара, 127
лет. А. женился вторично на Кетуру, с которой прижил еще 6 сыновей. Все они,
как и старший сын его Измаил, сделались родоначальниками разных арабских племен,
чем и объясняется самою Библиею (Бытия XVII, 5) значение имени Авраама, как
«отца множества племен». – А. умер 175 л. от роду (в 1865 г. до Р. X.) и был
погребен сыновьями его Исааком и Измаилом в Хевроне, в пещере Махпелу,
купленную им при смерти Сары, как семейную усыпальницу. Мохаммедане построили
над этою пещерою мечеть и оберегают ее, как одну из величайших святынь. Многое
из передаваемого об А. в библейском рассказе может быть легендарным и
неисторическим, но великий образ этого патриарх имел всегда, как в Ветхом так и
в Новом завете, высокое значение как прототип наивысшего благочестия и
праведности. Как у евреев и мохаммедан, так и у отцов христиан. церкви
сохранились об А. разные предания. По этим преданиям А. занимался естественными
науками, знал астрономию, химию и др. знания, которые он унаследовал на своей
родине от Халдеев и впоследствии распростран
|
|