Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Большой энциклопедический словарь
<<-[Весь Текст]
Страница: из 5102
 <<-
 
либеральный народник. В сер. 1880-х гг. в газете "Неделя" выступил с
проповедью "малых дел теории".
  АБРАМОВИЧ Генрих Наумович (р. 1911) - российский ученый в области
теоретической и прикладной газовой динамики и теории воздушно-реактивных
двигателей. Профессор (1939). Государственная премия СССР (1943).
  АБРАМОВИЧ Дмитрий Иванович (1873-1955) - российский литературовед,
член-корреспондент АН СССР (1921). Научные издания памятников
древнерусской литературы ("Киево-Печерский патерик", "Житие Бориса и
Глеба" и др.). Работы по русской литературе 19 в., по проблемам
русско-украинских литературных отношений.
  АБРАМОВИЧ Николай Яковлевич (псевд. Н. Кадмин) (1881-1922) - русский
писатель, критик, публицист. В стихах и лирической прозе, отмеченных
влиянием эстетики модернизма, - автобиографические мотивы (роман "Женщина
на пути", 1917). Литературно-критические эссе и обзоры. Опыт исследования
"Женщина и мир мужской культуры" (1913). Публицистическая книга "Падение
династии. Темные силы и революция" (1917).
  АБРАМОВИЧ Стелла Лазаревна (р. 1927) - российский литературовед, историк
русской литературы 19 в. Наиболее известна книга "Пушкин в 1836 году
(Предыстория последней дуэли)" (1984).
  АБРАМЦЕВО - усадьба в Сергиево-Посадском районе Московской области.
Известно с середины 18 в. как имение Головиных. В это время здесь был
разбит парк, расширенный и перепланированный в 1870-х гг.В 1843 Абрамцево
приобрел С. Т. Аксаков, к которому приезжали писатели Н. В. Гоголь, И. С.
Тургенев, Ю. Д. Самарин, поэт Ф. И. Тютчев, часто бывал актер М. С.
Щепкин. Здесь Аксаков написал "Детские годы Багрова-внука", "Семейную
хронику", многие рассказы.В 1870 после смерти Аксакова усадьба перешла к
С. И. Мамонтову. С этого времени Абрамцево становится одним из центров
художественной жизни России. Участники кружка художественной молодежи, в
который вошли В. М. Васнецов, В. Д. и Е. Д. Поленовы, М. В. Нестеров, К.
А. Коровин и многие другие, живо интересовались русской историей и
культурой, собирали и изучали произведения крестьянского искусства,
стремясь возродить народные художественные ремесла. В усадьбе открылась
общеобразовательная школа для крестьянских детей и столярно-резчицкая
мастерская, положившая начало абрамцевско-кудринской резьбе по дереву.
Здесь, при участии Ф. И. Шаляпина, К. С. Станиславского, регулярно
устраивались любительские спектакли, послужившие основой Московской
частной русской оперы.Очень популярными были произведения керамической
мастерской, организованной М. А. Врубелем. Среди майоликовых работ
мастерской: панно "Принцесса Греза" на фасаде гостиницы "Метрополь" (по
эскизу М. А. Врубеля, 1899-1903), декоративные вазы и скульптуры в стиле
модерн.В 1870-1890-е гг. в Абрамцеве возводится ряд построек в "русском
стиле": керамическая мастерская (архитектор В. А. Гартман, 1872), "Терем"
(архитектор И. П. Ропет, 1873), церковь ( по проекту В. М. Васнецова,
1881-82).В 1918 в Абрамцеве был открыт музей, экспозиция которого
включает: мемориальную часть, посвященную Аксаковым, раздел крестьянского
искусства, майоликовую мастерскую ("Студию"), картинную галерею
современных русских художников, постройки в парке.Литература:Смирнов Л. П.
Музей-усадьба Абрамцево. М., 1929.Мастера абрамцево-кудринской резьбы по
дереву. М., 1979.Абрамцево: Путеводитель. М., 1979.Белоглазова Н. М.
Абрамцево. М., 1981.Национальный стиль в русском искусстве XIX - начала XX
века: Каталог выставки. М., 1990.Н. В. ГаевскаяА. Л. Иорданский* * *
АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА - художественный промысел резьбы по дереву,
сформировавшийся в конце 19 в. в окрестностях подмосковной усадьбы
Абрамцево. Возникновение промысла тесно связано с художниками
абрамцевского кружка и в первую очередь Е. Д. Поленовой, организовавшей в
усадьбе С. И. Мамонтова в 1882 столярно-резчицкую мастерскую, в которой
учились и работали резчики из окрестных сел Хотькова, Ахтырки, Кудрина,
Мутовки.При организации мастерской особое внимание уделялось учебной
деятельности, созданию и поддержанию творческого настроя среди учеников.
Помимо обучения навыкам резьбы в мастерской преподавался рисунок, основы
живописи. Проводились занятия в "Абрамцевском музее": в усадьбе была
собрана большая коллекция предметов народного искусства. Выпускники
мастерской получали в подарок инструменты для организации своего дела.В
1890 один из учеников В. П. Ворносков основал собственное производство в
родном селе Кудрине и стал работать по заказам абрамцевской мастерской.
Эта, первоначально небольшая, мастерская и легла в основу будущего
промысла. В кудринской мастерской сформировался особый стиль
орнаментальной резьбы, были найдены удачные сочетания плоскорельефной
резьбы с геометрической, заложены принципы органичного использования
резного декора в утилитарных предметах. В первые годы работы большую
помощь в становлении особого "ворносковского" стиля оказали
профессиональные художники - В. И. Соколов, С. В. Малютин, сотрудники
Кустарного музея.Изделия Ворноскова и его последователей - ковши,
шкатулки, бочата, солонки, декоративные блюда и вазы, покрытые ритмичным
растительным орнаментом, отличает разнообразие тонировки, подчеркивающей
природную красоту дерева. В основе растительного орнамента лежат не только
образцы резных крестьянских изделий и домового декора, но и орнаментальные
заставки старопечатных книг. Развитие орнамента кудринских мастеров шло от
соединения отдельных элементов - веточек, завитков, розеток - к цельным
орнаментальным композициям, покрывающим все изделие.В 1922 в Кудрине была
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 5102
 <<-