|
осуждении заключено и ее величайшее оправдание. Пошлость, втягивая
человеческую жизнь в предустановленные формы, спасает личность от одной из
величайших тревог -- страха завтрашнего дня. Все многочисленные терзания и
беспокойства, связанные с этим страхом, отступают, испаряются, исчезают
вовсе в пошлом мире. Действительность становится прозрачной, как в самый
ясный день, и все находится под рукой, и все окружающее любезно к тебе, и ты
сам связан с миром и людьми спокойной внятной связью. Метания,
неуверенность, маета, скука никогда не охватят душу того" кто вполне свыкся
с пошлостью и принял заключенную в ней предустановленную гармонию. Нет более
безмятежной жизни, нежели жизнь, заключенная в границы пошлого
существования. Легкими штрихами, мягкими тонами вписывает пошлый человек
свою жизнь в то течение дел, которое бог весть когда и кем определено. Но
неизвестно кем определенное, оно всесильно и всеохватно.
Главное в последовательном утверждении пошлости -- это всей душой
принять мир, в котором появляешься на свет, и прожить жизнь так, чтобы
никогда, ни одним бессознательным и смутным движением не выйти за его
границы. Тогда вся линия времен откроется так же ясно, как предметы в
собственной комнате, и увидишь ты и прошлое, и будущее свое; и тех, кого ты
сменил, и тех, кто придет тебе вослед, и даже скупую слезу над собственной
могилой сможешь обронить...
¶x x x§
Пошлый человек лучше всего выражает себя неучастием в действительной
драме мира, и потому -- в полном неприятии ответственности за происходящее.
Действие по заведенным правилам игры, в которой результат предрешен,
становится апофеозом пошлости. Самый правильный человек оказывается весьма
пошлым. Он никогда не отдается течению жизни, он всегда стоит рядом с бытием
и смотрит на него извне. Бог весть, где он при этом находится: видимо, в том
особом мире, который создает пошлость.
Из этой характеристики пошляка хорошо видно его сходство с ученым и
политиком -- этими столь почтенными, почти священными фигурами современной
цивилизации. Каков первый принцип ученого? -- отстраниться от своего
объекта, не привнести в него ничего от себя, предоставить ему двигаться
собственным путем и лишь фиксировать, прояснять, объяснять, ну а затем
использовать это движение. Какова первейшая заповедь политика? -- быть у
власти, а значит поступать не так, как тебя побуждает собственная натура,
соображения человеческого достоинства, справедливость, нужды людей и тому
подобная суетность, но единственно исходя из задачи сохранения, умножения и
укрепления власти. Разве может беспристрастный взгляд не увидеть в этих
канонах поведения сходства с жизненной установкой пошлого человека?
Нет на свете ничего обширнее пошлости; нет ничего более
величественного, чем она. Всякое иное душевное состояние по сравнению с ней
незащищено и неуверенно в себе. От этой неуверенности каждая мысль, и всякое
чувство, и любое желание стремятся утвердить себя в действительности --
выйти из души в мир и стать его, мира, особым измерением.
Не то в пошлости. Она, имея источником предопределенное содержание
мира, порождает предустановленную жизнь, и оттого она в высшей степени
самодостаточна, ибо находится в душе в той же степени, что и в мире. Высшая
гармония души и действительности заключена в пошлости, и оттого она
представляет собой наиболее спокойное, неагрессивное, величественное
душевное состояние. Она -- качество личности, совершенно гарантированной
бытием. От этой гарантированности и защищенности человеческие мысли,
чувства, отношения становятся по особенному легкими и беспечными -- как
воздушные шарики, качающиеся на пенистой воде. В пошлом мире установленные
границы абсолютны и неприступно святы, а малейшее покушение на них, даже
произведенное ненамеренно и случайно, почитается величайшей непристойностью.
Оттого пошлость не терпит какого-либо дерзания и даже малейшего намека на
его возможность. Поистине, в пошлости человеческая душа находит желанное
место упокоения. В ней спасается она от бурь и потрясений, обретая
долгожданный отдых. Жизнь без печали, без суеты, без боли и тревоги обещает
человеку пошлость, и мне непонятно, как в нашем смятенном мире ей можно
предпочесть что-либо иное.
Однако же агрессивная среда внешнего мира не оставляет пошлость в
покое. Она давит и терзает пошлое существование, вынуждая его отстаивать
себя. Тогда пошлость вынуждается изменить своей спокойной благодушной
природе. Подталкиваемая извне, она осознает свое противоречие с развитием
мира, который движется к сомнительной будущности. Это открытие придает ей
вообще несвойственную злую скрытность или агрессивность. Разъяренная,
пришедшая в исступление пошлость способна уничтожить все живое, ибо мощь ее
не знает пределов, истовость -- безмерна, а жалость -- неведома. И только
ответная мощь зла, сконцентрированная в остальных человеческих пороках,
способна остановить и укротить пошлость. Оттого лишь глубоко порочный
человек имеет шанс состязаться с пошлостью и одержать над ней верх.
Следовательно, не будь пошлости, многие человеческие пороки утратили бы
почву и потеряли одно из оснований своей полезности.
|
|