|
(по классу композиции А. К. Лядова). С 1910 концертмейстер балета
Мариин-ского т-ра. В 1930-е гг. уделял осн. внимание муз. творчеству,
особенно интенсивно работал в области балета. В 1943, переехав в Москву,
возглавил научно-иссле-доват. кабинет при Моск. коне. Руководил сектором
музыки в Ин-те истории иск-в АН СССР. Создал муз. произведения разл.
жанров, в т. ч. балеты; в нач. период -."Белая лилия" (1915, Нар. дом,
балетм. Н. Г. Легат), "Пьеро и маски" (1914), "Карманьола" (191S).
Используя сюжеты отечеств. и мировой лит. классики, А. сыграл значит,
роль в обогащении и расширении тематики балетного т-ра. Написал балеты
на сюжеты: А. С. Пушкина - "Бахчисарайский фонтан" (1934, Т-р им.
Кирова, балетм. Р. В. Захаров, реж. С. Э. Радлов), "Кавказский пленник"
(1938, Ленингр. Малый т-р, балетм. Л. М. Лавровский),
"Барышня-крестьянка" (1946, филиал Большого т-ра, балетм. 'Захаров),
"Каменный гость" (на материале исп. песен в записи М. И. Глинки; 1946,
спектакль ЛХУ на сцене Т-ра им. Кирова, балетм. Л. В. Якобсон);
Н. В. Гоголя - "Ночь перед Рождеством" (1938, спектакль ЛХУ на сцене
Т-ра им. Кирова, балетм. В. А. Варковицкий);
М. Ю. Лермонтова - "Ашик-Ке-риб" (1940, Ленингр. Малый т-р, балетм.
Б. А. Фенстер); М. Горького - "Красавица Радда" ("Радда и Лойко", 1938,
Т-р "Остров танца", Москва, балетм. А. В. Шатин); А. И. Куприна -
"Сула-мифь" (1941, Свердловский т-р, балетм. В. А. Кононович); О.
Бальзака - "Утраченные иллюзии" (1936, Т-р им. Кирова, балетм. Захаров);
Данте - "Франческа да Римини" (1947, Т-р им. Станиславского и
Немиро-вича-Данченко, балетм. Н. С. Хол-фин). В балете "Пламя Парижа"
(Т-р им. Кирова, балетм. В. И. Вайнонен, реж. С. Э. Радлов, 1932)
использовал мелодии эпохи Вел. франц. революции. Др. балеты:
"Партизанские дни" (1937), "Милица" (1947, оба Т-р им. Кирова, балетм.
Вайнонен). Крупный учёный, музыковед, А. раскрыл в своих трудах
новаторское значение балетов П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, И. Ф.
Стравинского, С. С. Прокофьева, дал тео-ретич. обоснование принципа
симфонизма в балетной музыке. Автор муз. к балету "Граф Нулин" (1941),
ставшему первым сов. телебалетом (пост. в 1959, балетм. Варковицкий).
Повлиял на формирование взглядов практиков и теоретиков хореографии (Ф.
В. Лопухова, Ю. И. Слонимского). Гос. пр. СССР (1943, 1948).
Соч.: О балете. Л., 1974.
Лит. : Б о г д а н о в- Б e p e s о в е к и и В.. Б. В. Асафьев.
[М.-Л.]. 1937; О с сов -с к и и А., Б. В. Асафьев, в кн.: Сов. музыка.
сб. 4, М.. 1945; Кабалевский Д. Б.. Б. В. Асафьев, М., 1954; Музыка сов.
балета. М., 1962; Орлова Е., Б. В. Асафьев, Л., 1964; Дмитриев А. Н..
Балетное творчество Б. В. Асафьева, в кн.: Музыка и хореография совр.
балета. Л., 1974; Материалы к биографии Б. Асафьева, Л.. 1981 ; Орлова
Е.. Крюков А.. Академик Б. В. Асафьев, Л.. 19S4; Б. В. Асафьев и сов.
муз. культура. М.. 1986; Катонова С., Музыка сов. балета, 2 и-зд.. Л.,
1990.
"АСЕЛЬ", балет в 3 частях-воспоминаниях (но повести Ч. Айтматова
"Тополек мой в краснон косынке"). Коми. В. А. Власов, сцен. Б. Ш.
Халиулов и Н. Н. Харитонов. 7.2.1967, Большой т-р, балетм. О. М.
Виноградов, х\'д. В. Я. Левенталь, дир. А. М. Жюрайтис; Асель - Н. В.
Тимофеева, Кадича - Е. Л. Рябинкина. Ильяс - Н. Б. Фадеечев, Байтемир -
Я. Д. Сех. В д р. городах: Челябинск (1969, балетм. Л. В.
Воскресенская).
Г. В. Иноземцева.
АСТАФЬЕВА Серафима Александровна (1876-13.9.1934, Лондон), артистка,
педагог. В 1895 окончила Петерб. театр. уч-ще, до 1905 солистка
Мариинского т-ра. В 1910-13 участвовала в Русских сезонах за границей,
затем организовала в Лондоне школу. Оказала значит, влияние на развитие
англ. балета. Ученики: М. Фонтейн, А. Маркова, А. Долин. Е. я. Суриц.
АСЫЛМУРАТОВА Алтынай Абдуахимовна (р. 1.1.1961, Алма-Ата), артистка.
Засл. арт. РСФСР (1983). По окончании ЛХУ (педагог И. Б. Зубковская) с
1978 в Т-ре им. Кирова. Первая исполнительница партий: Асият ("Асият",
1984, балетм. О. М. Виноградов), Мария Магдалина ("Проба", 1988, балетм.
А. Фодор). Др. партии:
Солистка ("Тема с вариациями", 1989, хореография Дж. Баланчи-на,
первое исполнение в Ленинграде), Раймонда, фея Сирени и Аврора, Одетта -
Одиллия, Ширин, Китри, Никия, Эгина, Медора, Зарема; Сильфида
("Сильфида"), Нестан-Дареджан ("Витязь в тигровой шкуре"), Жизель;
Персидка (опера "Хованщина"). В 1989-90 в т-ре "Ко-вент-Гарден"
(Лондон), где исполнила партии Манон ("Манон", балетм. К. Макмиллан),
Раймонды ("Раймонда", ред. Р. X. Нуреева). Классич. балерина
лирико-драм. плана. Соединяет в себе лучшие черты ленингр. ака-демич.
школы: чистоту и канти-ленность танца, строгость и красоту линий,
полётность, одухотворённость. Снималась в телеэкранизации балета
"Египетские ночи" (1988), телефильме-концерте "Гран па в белую ночь",
1987 (в номере, пост. М. Бежа-ром).
Лит.: Прохорова В., Как майское утро. "ТЖ", 1983, № 4; ее же, А.
Асылму-ратова, "СБ", 1986. № 3; Ступников И., А. Асылмуратова и К.
Заклинский, там же. 1990, № 5.
И. В. Ступников.
AXMAPOBA Наталья Галимзя-новна (р. 6.6.1964, г. Рославль Смоленской
обл.), артистка. В 1982 окончила Пермское хореогр. уч-ще (педагог Л. П.
|
|