Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Дипломы,курсовые,рефераты :: Социология и Социальная работа :: Реферат: Социальная стратификация
<<-[Весь Текст]
Страница: из 16
 <<-
 
сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»).
Так рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как об
историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию.
Касты. Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое общество и
жесткую стратификацию. Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и
менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны,
разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти
в Африке. Индия - классический пример кастового общества. Оно возникло на
развалинах рабовладельческого строя в первые века новой эры.
Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек
обязан исключительно рождению. Он не может перейти из одной касты в другую
при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение человека
закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало
распространены). Согласно ее канонам, люди проживают больше, чем одну
жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от
того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то
после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.
Всего в Индии 4 основных касты: брахманы (священники), кшатрии (воины),
вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) и около 5 тыс. не основных каст
и подкаст. Особо стоят неприкасаемые (отверженные) - они не входят ни в
какую касту и занимают самую низшую позицию. В ходе индустриализации касты
заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а
деревня, в которой проживает 7/10 населения, остается кастовой.
Сословия. Формой стратификации, предшествующей классам, являются
сословия. В феодальных обществах, которые существовали в Европе с IV по XIV
в., люди разделялись на сословия.
Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или
юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия,
выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классическим образцом
сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV-XV вв. общество
делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и
непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). А в X-
XIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство.
В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на
дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние
городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.
Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и
освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось
наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими,
поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько
внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней,
профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь
дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством).
Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его
статус. В противоположность кастам межсословные браки вполне допускались,
допускалась и индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать
рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. Купцы за деньги
приобретали дворянские титулы. В качестве пережитка подобная практика
частично сохранилась и в современной Англии.

Российское дворянство


Характерная черта сословий - наличие социальных символов и знаков: титулов,
мундиров, орденов, званий. Классы и касты не имели государственных
отличительных знаков, хотя выделялись одеждой, украшениями, нормами и
правилами поведения, ритуалом обращения. В феодальном обществе государство
присваивало отличительные символы главному сословию - дворянству. В чем
конкретно это выражалось?
Титулы - установленные законом словесные обозначения служебного и
сословно-родового положения их обладателей, кратко определявшие правовой
статус. В России в XIX в. существовали такие титулы, как «генерал»,
«статский советник», «камергер», «граф», «флигель-адъютант», «статс-
секретарь», «превосходительство» и «светлость».
Мундиры - официальная форменная одежда, соответствовавшая титулам и
визуально выражавшая их.
Ордена - вещественные знаки отличия, почетные награды, дополнявшие титулы
и мундиры. Орденское звание (кавалер ордена) представляло собой частный
случай мундира, а собственно орденский знак - обычное дополнение любой
форменной одежды.
Стержнем системы титулов, орденов и мундиров выступал чин - ранг каждого
государственного служащего (военного, штатского или придворного). До Петра
I понятие «чин» обозначало любую должность, почетное звание, общественное
положение человека. 24 января 1722 г. Петром I в России была введена новая
система титулов, правовой основой которой послужила «Табель о рангах». С
тех пор «чин» получил более узкое значение, относящееся только к
государственной службе. Табель предусматривала три основных рода службы:
воинскую, штатскую и придворную. Каждая делилась на 14 рангов, или классов.
Государственная служба строилась на принципе, согласно которому служащий
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 16
 <<-