Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Дипломы,курсовые,рефераты :: Социология и Социальная работа :: Курсовая: История социальной защиты в России.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 13
 <<-
 
    Тем не менее, в 1895 г. на "казенных хлебах" состояло почти 34% мужского 
населения острова, свыше 54% женского и свыше 74% детского.
     Ежегодно населению острова выдавались ссуды в виде продуктов питания, 
материалов, инструментов, сельскохозяйственного инвентаря, на приобретение 
скота. За редким исключением, они не возвращались. В начале 1898 г. за 
населением острова числился долг государству 193.241 руб., к концу года 
увеличившийся еще на 12.000 рублей. В качестве ссуд могли выдаваться деньги "на 
общеполезные надобности" - постройку водяных мельниц и т.п.
     Как ни мало было пособие, в условиях того времени оно служило известным 
стимулом для многих, особенно для больших семей.
     
5.2. Милостыня или богадельня?
     
     Одной из важнейших и качественно новых структур для оказания помощи 
малоимущим на Сахалине являлось зачисление неспособных работать людей, 
"престарелых, дряхлых, увечных, хронически больных" в богадельню и на 
богадельческий паек. Развитие филантропии в России долгое время во многом было 
связано с дилеммой: "милостыня или богадельня". Необходимость развития 
всевозможных благотворительных институтов (прежде всего, заведений и 
организаций) долгое время не признавалась в российском обществе само собой 
разумеющейся, поскольку доминировала традиция подаяния милостыни. И все же, 
благотворительноcть в конце ХIХ в. переживала небывалый подъем: общественная и 
частная инициатива проявилась в деятельности земства, муниципального 
самоуправления. На Сахалине, в связи с отсутствием земского самоуправления, 
организованная и финансируемая система помощи бедным в среде "неспособных 
снискивать себе пропитание" лежала на государстве, в частности находилась в 
ведении Главного тюремного управления, к компетенции которого относились как 
вопросы руководства каторгой, так и расходы, в том числе, по содержанию 
богадельни.
     "Богадельщики" всех категорий (как из числа ссыльного, так и свободного 
населения) включались в смету общей численности ссыльнокаторжных. В "Правилах 
для перечисления и призрения в богадельне ссыльнокаторжных, совершенно не 
способных к работам, и ссыльнопоселенцев, вовсе не способных собственным трудом 
снискивать пропитание" (1894 г.) указывалось, что ссыльнокаторжные, зачисленные 
в богадельню, отделяются при тюрьмах в особую камеру, остаются на полном 
пищевом довольствии при тюрьмах и употребляются на легких работах. 
Ссыльнопоселенцы - получают полутора рублевое денежное довольствие и либо 
передаются поселенцам или крестьянам из ссыльных, которые пожелают взять их на 
свое попечение, либо помещаются в богадельню на полное государственное 
обеспечение. Первоначально богадельщики содержались в здании закрытой 
Мало-Тымовской тюрьмы, позднее были переведены в Дербинскую тюрьму или 
размещались в особых "богадельщицких камерах" других тюрем. Вскоре была 
утверждена на острове штатная богадельня. Из года в год число подопечных в 
богадельне росло: в 1897 г. оно достигло 267 человек, 1898 г. - 294, 1899 г. - 
473, 1900 г. - 548, 1901 г. - 827.
     После передачи Японии южной части острова Сахалина в результате 
русско-японской войны 1904-1905 гг., отмены каторги и ссылки в 1906 г. штатная 
богадельня была переведена в Сибирь. Однако большое количество больных и 
беспомощных стариков, влачивших жалкое существование на острове, вынудило 
администрацию острова вновь открыть в посту Александровском временную 
богадельню. Она состояла в ведении начальника областной тюрьмы, находилась на 
государственном обеспечении и называлась Сахалинской тюремной богадельней. В 
среднем в ней "призревалось" в год до 140 человек и средств на нее 
расходовалось больше, чем на две Сахалинские сельские лечебницы, вместе взятые.
     
5.3. Благотворительные организации
     
     Благотворительные общества в России являлись наиболее ранним по времени 
возникновения и весьма распространенным типом добровольных объединений.
     На Сахалине деятельность немногочисленных благотворительных организаций в 
конце ХIХ в. существенно дополняла государственное социальное обеспечение 
нуждающихся. "Посильную помощь" оказывал состоящий под Августейшим 
покровительством Государыни Императрицы Марии Федоровны САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ 
ДАМСКИЙ КОМИТЕТ по снабжению одеждой, пособиями и средствами начального 
образования бедных детей на острове. Милосердие и сострадание неимущим 
рассматривались как главные черты его деятельности: "это - не рубль, данный от 
избытка беднейшему, или только кажущемуся таковым, это - не подачка 
пресыщенного голодному, это - забота опекуна, знающего нужды вверенных его 
охране сирот, это - забота матери о близких ее сердцу детях". Сотни семей на 
острове не были в состоянии прокормить детей и обеспечить им нормальные условия 
существования по причине нужды, болезни, инвалидности, или аморального образа 
жизни. Особенно трудно приходилось многодетным и неполным семьям. Отсутствовал 
надлежащий присмотр за детьми, не хватало средств, чтобы одеть и обуть их. 
Из-за отсутствия обуви и теплой одежды многие ребятишки не посещали школу. 
Неудовлетворительные условия содержания, грубое обращение, насилие толкали 
детей на улицу, где они промышляли мелкими кражами, обменом, торговлей, 
проституцией.
     Дамский Комитет практически ежегодно присылал детские вещи, которые 
распределялись администрацией острова между школьниками и детьми из наиболее 
нуждающихся семей. Раздача одежды представляла, по мнению администрации острова,
 "громадное подспорье и кроме доставляемой радости сберегало здоровье детишек, 
защищая их 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 13
 <<-