|
принципам медицинской диагностики" (стр. 355). Негативное отношение к
гомосексуальности пропагандируют и некоторые книги, и учебные пособия по
сексологии, например, весьма плодовитой Дили Еникеевой.
Эта позиция крайне затрудняет создание в России психотерапевтической помощи
сексуальным меньшинствам. Опыт профессора Кона показывает, что напечатать
серьезное исследование по вопросам гомосексуальности в России крайне сложно.
Кроме того, ярко выраженный анти-гомосексуальный пафос имеет развернувшийся в
России с 1996 г. крестовый поход против сексуального просвещения подростков.
Политические права и гей-движение
Гей-движение как таковое, т.е. организации, борющиеся за признание прав геев и
лесбиянок, в России представлено несколькими разрозненными группами в разных
регионах страны, в основном, финансируемыми иностранными (в первую очередь,
шведскими) фондами. Какой-либо общероссийской активности, будь то политические
кампании, агитация и привлечение сторонников, сбор средств в поддержку либо
массовые акции, в последние годы не проводилось. Систематической работы по
документированию нарушений прав геев и лесбиянок и защите их в судебном или
административном порядке не ведется. Задачу просвещения населения и создания
виртуального сообщества геев и лесбиянок вполне успешно решает сайт Gay.Ru в
рамках пространства Интернет.
Закон не запрещает создание ассоциаций геев и лесбиянок, однако, на практике
власти сделают все возможное, чтобы отказать такой группе в регистрации.
Например, когда в августе 1995 г. 27 местных организаций формально создали
общенациональную ассоциацию лесбиянок, геев и бисексуалов "Треугольник",
московские власти незаконно отказали ей в официальной регистрации, ссылаясь на
то, что ее создание якобы "противоречит общественным нормам нравственности". В
течение 1999-2000 гг. сайт Gay.Ru дважды пытался зарегистрировать в Московском
управлении Министерства юстиции РФ учредительные документы общественного фонда
геев и лесбиянок, однако оба раза ему было отказано по формальным основаниям.
С политической точки зрения, факт принадлежности к гей-организациям или
позитивного отношения к геям и лесбиянкам используется для дискредитации
противника в избирательной кампании. Так, в начале 2000 года этот прием был
использован против демократического кандидата Григория Явлинского при поддержке
государственного телевидения.
Средства массовой информации
Российские средства массовой информации, в основном, публикуют материалы о
гомосексуальности сенсационного характера и (или) дурного вкуса. В освещении
проблем геев и лесбиянок отсутствует взвешенность и объективность. Создаваемые
СМИ образы геев и лесбиянок характеризуются стереотипизацией черт и
карикатурностью. Освещение зарубежных гей-новостей целиком определяется
субъективной позицией авторов статей. По-прежнему отсутствуют серьезные
дискуссии и обсуждение проблем геев и лесбиянок, однако, отрадно отметить, что
тема гомосексуальности не вызывает столь истерической реакции у СМИ, как это
было в начале 90-х годов. Категорически негативное отношение к гомосексуалам и
гомосексуальности проповедуют коммунистические, национал-патриотические и
религиозные издания.
В начале 90-х годов издавалось несколько гей-журналов ("Арго", "1/10",
"Гей-славяне" и др.) и одна газета ("Тема"), однако, к концу десятилетия все
они закрылись, в основном, по финансовым соображениям. В настоящее время
специфически геевско-лесбийских средств массовой информации не существует,
однако ряд изданий (например, "Птюч", "ОМ") регулярно публикуют материалы на
тему гомосексуальности. Информационный вакуум отчасти восполняется через
Интернет, огромную работу в этом отношении проводит ежедневно обновляемый
информационный сервер российских геев, лесбиянок и бисексуалов Gay.Ru.
Религия и гомосексуальность
Русская Православная Церковь занимает резко негативную позицию по отношению к
гомосексуальности, которая была подтверждена и распространена для всеобщего
сведения в официальном документе, озаглавленном "Основы социальной концепции
Русской Православной церкви". Документ был принят Архиерейским собором в
августе 2000 года. В нем, в частности, говорится: "(церковь) считает
гомосексуальность греховным повреждением человеческой природы, которое
преодолевается в духовном усилии, ведущем к исцелению и личностному возрастанию
человека". И далее: "Церковь ... решительно противостоит попыткам представить
греховную тенденцию как "норму", а тем более как предмет гордости и пример для
подражания". Кроме того, РПЦ рекомендовала не допускать лица, "пропагандирующие
гомосексуальный образ жизни", к преподавательской и воспитательной работе, а
также на начальственные должности в армии и исправительных учреждениях. Вместе
с тем, в конце 90-х годов в РПЦ разразился ряд крупных скандалов, связанных с
обвинениями высокопоставленных иерархов церкви в гомосексуальности и совращении
несовершеннолетних (например, епископ Никон в Екатеринбурге).
Не менее негативно отношение к гомосексуалам и в преимущественно мусульманских
регионах Российской Федерации. В конце 90-х годов Аслан Масхадов ввел в
Чеченской республике применение "закона Шариата", в соответствии с которым
гомосексуальный акт карался побиванием камнями до смерти.
Заключение
Прекращение уголовного преследования гомосексуализма однозначно положительно
сказалось на положении российских геев и лесбиянок, позволило им стать
"видимыми" в обществе. С одной стороны, их "заметность" спровоцировала ответную
реакцию неприятия и гомофобии ("раньше не было никаких голубых, а теперь вон
сколько развелось!"), но с другой стороны, российское общество постепенно
привыкает к их существованию. К сожалению, средства массовой информации мало
|
|