|
привычных представлений, он сможет найти выход из ситуаций, требующих
трансформации личности: переоценка ценностей, новая оценка собственной
личности, своих возможностей и способностей, перестройка отношений,
мотивов поведения и т. д. Иными словами, желание испытывать измененное
состояние сознания (в детстве), а затем периодические метаморфозы
личности, чтобы «примерить» на себя роль другого человека, его жизнь,
чувства, детерминировано необходимостью своего рода тренировки психики,
ее закаливания, подготовки к возможным психотравмирующим ситуациям.
При нормальном процессе социализации такая «тренировка» психики
осуществляется в ходе развития способности к эмпатии — сопереживанию,
действенному сочувствию другим людям. Когда взрослые приучают ребенка
считаться с другими людьми, понимать человека, воспринимать его боль,
радости и горести как свои, вплоть до альтруизма и самопожертвования, и
сами проявляют к нему такое же отношение, тогда формирующийся жизненный
опыт ребенка дает основу хорошей адаптивности его психики. Большое
значение имеет также приобщение к миру культуры: книги, спектакли,
кинофильмы переносят человека в другой мир, отрывают от круга личных
забот, заставляют изменить «личину», отождествляя себя с кем- либо из
действующих лиц. Еще большими возможностями обладает музыка. Здесь
достигается эффект деперсонализации, когда человек как бы отключается от
окружающей реальности, полностью отдаваясь звукам, переживая те эмоции и
чувства, что были заложены композитором. Слушая музыку, человек выходит
за рамки обыденного, он чувствует себя вне времени и пространства. Перед
мысленным взором мелькают картины пережитого: радостного, забавного или
грустного, тревожного, страшного, гневного — в зависимости от характера
музыки, возникают реальные и фантастические образы, человек чувствует
себя причастным к чему-то великому и прекрасному. Это вызывает
экстатическое состояние, восторг, счастье, умиротворение.
Естественно, что перечисленные выше эффекты восприятия
литературы, искусства, музыки возникают в том случае, если это
высокохудожественные произведения, мастерски исполненные профессионалами.
Кроме того, слушатель, зритель, читатель также должен быть подготовлен,
художественно развит. Только при таких условиях возможна передача тех
мыслей и чувств, той работы души, которую вложил автор в свое
произведение. Переживая его (автора) эмоции, вбирая в себя его внутренний
мир, слушатель, читатель, зритель становится выше своих проблем, ощущает
себя частицей мироздания, у него рождается способность философски
относиться к жизни, не поддаваясь слепящему действию аффекта, когда взрыв
отрицательных эмоций блокирует деятельность рассудка и толкает его к
непродуктивному выходу из психотравмирующей ситуации.
Историко-культурологический аспект
Историко-культурологические исследования показывают, что свойства
алкоголя и наркотиков были известны людям еще с древнейших времен и
использовались для усиления эффекта изменения сознания при богослужениях.
В литературных источниках, да-тируемых V веком до н. э., есть упоминание
о том, что скифы сыпали коноплю на раскаленные камни с целью получения
дыма, вызывающего восторженное состояние. Древние племена Средиземноморья
бросали в костер подгнившие гроздья винограда (то есть такие, в которых
уже начался процесс брожения) и от запаха сжигаемых плодов приходили в
состояние опьянения. Шаманы использовали наркотические вещества во время
ритуальных действий. Позже наркотики использовали служители культа и
прорицатели, чтобы вызвать у верующих нарушение сознания и чувство
особого психического подъема во время богослужений. В Древнем Египте,
Древней Греции и Риме были известны наркотические свойства опийного мака
и индийской конопли. Однако во всех ситуациях химический психотропный
эффект играл лишь вспомогательную роль; главным фактором изменения
сознания были магические ритуалы, маски, символические действия, танцы,
заклинания, сильно воздействующие на психику человека.
Таким образом, одним из первичных глубинных факторов
употребления человеком психоактивных веществ является желание
периодически изменять свое сознание, переживать метаморфозы личности.
Особым элементом употребления алкоголя славянами было испытание
человека «на прочность». Например, казаки Запорожской Сечи в качестве
одного из испытаний для желающего стать запорожцем предлагали ему
выпить кварту горилки. После этого наблюдали за поведением новичка:
станет ли он болтливым, распущенным, потеряет ли над собой контроль,
или, наоборот, будет сопротивляться действию алкоголя, не подавать виду,
что опьянел, что плохо себя чувствует.
Вообще само по себе испытание человека — его силы, смекалки,
ловкости, выносливости — является составной частью почти всех славянских
обрядов и праздников. Кулачные бои, стрельба из лука, конные состязания,
сложные танцевальные элементы и тому подобное давали возможность
«показать себя», самоутвердиться, самореализоваться. В настоящее время
эта потребность, являющаяся особенно важной для молодежи, часто
проявляется только в традиционном испытании новичка выпивкой. Такая
скудность средств удовлетворения актуальных потребностей свойственна всей
нашей жизни. По меткому определению В.Ю. Завьялова, так же, как и в
современной архитектуре, где «все ненужное» убрано и где все подчинено
чистому функционализму, так и в испытаниях алкоголем видна рука «века
прагматизма» и экономичности в области человеческих отношений — «все
|
|