|
двоичной логики ушли так далеко, по сравнению с темпами эволюции человека,
что ему приходится сутками засиживаться пред голубым монитором, получая
объем информации, созданный за последние 20 лет. Типичный пример - молодой
человек покупает компьютер, сразу же в его режиме дня на сон выделяется 2
часа (собственный опыт), первые несколько месяцев он полностью посвящает
себя освоению новой техники, так проходят пол года, но проснувшись однажды
на клавиатуре в луже газировки и поняв, что даже кривизна электро-лучевой
трубки кинескопа не способна так исказить его внешность, он решает - все!
Хватит! Пора в нормальную жизнь!
Безусловно, то что создано сейчас в области компьютерных технологий,
невозможно полностью охватить даже значительному коллективу профессионалов.
Однако дымка надежд и интереса обволакивает и дурманит разум миллиардов
молодых людей. Они проводят большую часть дня во всемирной глобальной сети
Интернет. Они хотят стать хакерами, заработать, найти вторую половину,
просто хорошо провести время и т.д. В общем они повышают свой духовный
уровень. Все это, как они утверждают, дают «умные машины» и их мир. То есть
люди уходят своим физическим телом, разрушая его в виртуальный мир, говоря,
что он лучше реального. Впервые эта тенденция захвата ЭВМ своей крупной
ниши в человеческом обществе проявилась в середине 60-х годов. В это время
была создана первая диалоговая программа «Элиза», имевшая бешенную
популярность. Программа была построена как универсальная система, способная
поддерживать диалог, на английском языке на любую, заложенную в нее тему.
Наибольшую известность получил вариант «Доктор». В этом обличии программа
Элиза имитировала поведение врача-психотерапевта при первичном опросе
пациента. Многие психотерапевты сами стараются говорить как можно меньше,
ограничиваясь лишь краткими вопросами и общими наблюдениями, что позволяет
пациенту самому рассказывать о своих чувствах, поэтому в Элизе были
заложены минимальные познания - информация, необходимую для построения
замечаний, имитирующих врача, программа извлекала из ответов пациента. Вот
пример диалога между пациенткой и Элизой:
П. Все мужчины одинаковы!
Э. В каком смысле?
П. Они всегда пристают к тебе с чем-нибудь!
Э. Вы имеете в виду что-нибудь конкретное?
П. Ну да, это мой парень заставил меня прийти сюда
Э. Ваш парень заставил вас прийти сюда?
П. Он говорит, что я почти все время подавлена.
Э. Прискорбно слышать, что вы все время подавлены.
П. Это правда, я несчастна.
Э. Вы думаете, что ваш приход сюда поможет вам не быть несчастной?
П. Это точно, мне нужна чья-нибудь помощь.
Э. Что значит для вас получить помощь?
П. Может быть я научусь ладить с моей мамой.
Э. Расскажите подробнее о вашей семье.
Впечатление, что Элиза понимает пациента в значительной степени
иллюзорно, программа была составлена так, чтобы распознать ключевые слова и
сочетания в набираемом на клавиатуре тексте. Например если пациент упоминал
мать, Элиза отвечала вопросом о семье. Вообще Элиза понимала речь в самом
примитивном смысле - не больше домашней собаки, которая определенным
образом реагирует на команды «обед», «гулять» и т.д. Автор заявил, что
программа является пародией на поведение психотерапевта и предназначена
лишь для исследования иллюзии понимания, которая часто возникает в
разговоре между людьми. Однако ответы Элизы выглядели столь завораживающими
и правдоподобными, что многих приводили в восторг. Предполагаемые пациенты
осаждали агентство телефонными звонками, упрашивая соединить их со стол
внимательным к человеку компьютером. Все это привело создателя Элизы в
изумление: «Я был поражен, увидев насколько быстро и глубоко люди вступают
в эмоциональный контакт с компьютером, с какой готовностью они
очеловечивают его. Однажды моя секретарша, которая на протяжении многих
месяцев наблюдала, как я работаю над программой, и , казалось, должна была
прекрасно понимать, что это не более чем компьютерная программа, вступила в
диалог с ней. После первых же вопросов и ответов она попросила меня выйти
из комнаты!»
Но еще более обеспокоило автора то, что некоторые психиатры стали
рассматривать Элизу как многообещающее средство для преодоления дефицита
врачей. Посыпавшиеся предложения повергли программиста в ужас (он-то как
создатель понимал что к чему). Он охладел и даже стал ярым противником
всяческих исследований в области ИИ.
Итак в тезисах:
С самых первых попыток наделить машину разумом исследователи разбились на
2 лагеря - сторонников «восходящего» и «нисходящего» подходов. Приверженцы
первого считали, что единственно верный путь для достижения цели - это
строительство нейронных сетей мозга, а сторонники нисходящего подхода
считают, что работу мозга следует имитировать с помощью сложных программ.
Мыслительные процессы, которые должны выполнять электронные системы крайне
сложны и малоизучены. Дивизом же исследователей ИИ является фраза
агностиков «что известно, то не интересно».
Все процессы, связанные и с мышлением компьютера с человеческим
интеллектом опираются на обратную связь.
Технологии электронных машин продвинулись настолько далеко, что из-за
|
|