Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Дипломы,курсовые,рефераты :: Философия :: РЕФЕРАТ: ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В ФИЛОСОФИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 13
 <<-
 
понятие эфира - среды в которой свет распространяется. Каждая частица
эфира могла быть представлена как источник вторичных волн, и можно было
объяснить огромную скорость света огромной твёрдостью и упругостью частиц
эфира. Иными словами эфир был материализацией Ньютоновского абсолютного
пространства.
Проблема пространства и времени была тесно связана с концепциями
близкодействия и дальнодействия. Дальнодействие мыслилось как мгновенное
распространение гравитационных и электрических сил через пустое абсолютное
пространство, в котором силы находят свою конечную цель благодаря
божественному проведению. Концепция же близкодействия (Декарт, Гюйгенс,
Френель, Фарадей) была связана с пониманием пространства как протяженности
вещества и эфира, в котором свет распространяется с конечной скоростью в
виде волн. Это привело в дальнейшем к понятию поля, от точки к точке
которого и передавалось взаимодействие. Именно это понимание взаимодействия
и пространства, развивавшееся в рамках классической физике, было
унаследовано и развито далее в XX веке, после крушения гипотезы эфира, в
рамках теории относительности и квантовой механики. Пространство и время
вновь стали пониматься как атрибуты материи, определяющиеся ее связями и
взаимодействиями.
Современное понимание пространства и времени было сформулировано в
теории относительности А. Эйнштейна, по-новому интерпретировавшей
реляционную концепцию пространства и времени и давней ей естественнонаучное
обоснование.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИРОДЕ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ.


Специальная теория относительности.

Специальная теория относительности, созданная в 1905 г. А. Эйнштейном,
стала результатом обобщения и синтеза классической механики Галелея -
Ньютона и электродинамики Максвелла - Лоренца. “Она описывает законы всех
физических процессов при скоростях движения, близких к скорости света, но
без учета поля тяготения. При уменьшении скоростей движения она сводится к
классической механике, которая, таким образом, оказывается ее частным
случаем”.[1]
Исходным пунктом этой теории стал принцип относительности.
Классический принцип относительности был сформулирован еще Г. Галилеем:
“Если законы механики справедливы в одной системе координат, то они
справедливы и в любой другой системе, движущейся прямолинейно и равномерно
относительно первой.”[2] Такие системы называются инерциальными, поскольку
движение в них подчиняется закону инерции, гласящему: “Всякое тело
сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, если
только оно не вынуждено изменить его под влиянием движущихся сил.”[3]
Галилей разъяснял это положение различными наглядными примерами.
Представим путешественника в закрытой каюте спокойно плывущего корабля. он
не замечает никаких признаков движения. Если в каюте летают мухи, они
отнюдь не скапливаются у задней стенки, а спокойно летают по всему объему.
Если подбросить мячик прямо вверх, он упадет прямо вниз, а не отстанет от
корабля, не упадет ближе к корме. Из принципа относительности следует, что
между покоем и движением - есть оно равномерно и прямолинейно - нет никакой
принципиальной разницы. Разница только в точке зрения. Например,
путешественник в каюте корабля с полным основанием считает, что книга,
лежащая на его столе, покоится. Но человек на берегу видит, что корабль
плывет, и он имеет все основания считать, что книга движется и притом с той
же скоростью, что и корабль. Так движется на самом деле книга или нет? На
этот вопрос, очевидно, нельзя ответить просто “да” или “нет”. Спор между
путешественником и человеком на берегу был бы пустой тратой времени, если
бы каждый из них отстаивал только свою точку зрения и отрицал точку зрения
партнера. Они оба правы, и чтобы согласовать позиции, им нужно только
признать, что книга покоится относительно корабля и движется относительно
берега вместе с кораблем. Таким образом, слово “относительно” в названии
принципа Галилея не скрывает в себе ничего особенного. Оно не имеет
никакого иного смысла, кроме того, который мы вкладываем в движение о том,
что движение или покой - всегда движение или покой относительно чего-то,
что служит нам системой отсчета. Это, конечно, не означает, что между
покоем и равномерным движением нет никакой разницы. Но понятие покоя и
движения приобретают смысл лишь тогда, когда указана точка отсчета.
Если классический принцип относительности утверждал инвариантность
законов механики во всех инерциальных системах отсчета, то в специальной
теории относительности данный принцип был распространен также на законы
электродинамики, а общая теория относительности утверждала инвариантность
законов природы в любых системах отсчета, как инерциальных, так и
неинерциальных. Неинерциальными называются системы отсчета, движущиеся с
замедлением или ускорением.
В соответствии со специальной теорией относительности, которая
объединяет пространство и время в единый четырехмерный пространственно-
временной континуум, пространственно - временные свойства тел зависят от
скорости их движения. Пространственные размеры сокращаются в направлении
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 13
 <<-